С заслуженным артистом России Игорем Гординым мы познакомились в Новосибирске на первом Международном Летнем театральном фестивале, где он был членом жюри, а также спикером образовательного форума «Актер и его мастерство: XXI век». И побеседовали о работе в театре и кино.
Он любим театральными режиссерами. Не только Яновская и Гинкас в московском ТЮЗе работали с ним. Вспомним: были работы с Някрошюсом, Туминасом… И Богомолов, сейчас — Писарев, Шерешевский и Федоров… Все чаще и чаще сегодня видим этого замечательного актера в кино.
О юбилее, легенде и постоянстве
Игорь Геннадьевич, недавно на вас обрушился юбилей — 60-летие. Нам, вашим поклонникам, не верится! А вы себя как ощущаете?
Игорь Гордин: Ну… работоспособен еще. Понимаю, что надо использовать время, пока есть силы, когда ты на пике творческой формы. Потому что понимаешь, что дальше идет путь под горку. С ярмарки.
Вы в отличной форме, а ведь 60 — возраст пенсионера. Представляете, что вдруг подошла пенсия?
Игорь Гордин: А я на пенсии уже давно — как актер ТЮЗа: 25 лет работы в детском театре позволяют выйти на пенсию. ТЮЗ приравнивается к цирку и к балету. Еще Ульянов и Лавров пробили этот закон — за выслугу лет.
Вас называют «живая легенда московского ТЮЗа» — увидела в СМИ.
Игорь Гордин: Живая легенда? Пока еще нет. 32 года в театре — это не 50 все-таки. Живые легенды — Фрейндлих, Басилашвили. Или Яновская.
Вы с 1993 года в одном театре — это какое-то постоянство, свойственное вам? Хотя была возможность уйти — сколько театров было и есть на стороне.
Игорь Гордин: Теперь можно работать в родном театре, но при этом «ходить на сторону». Это в советское время актер был привязан к одному театру, и в редких случаях мог работать в других. Сейчас и руководство ТЮЗа идет мне навстречу, и время позволяет работать и в Театре Наций, где вообще нет своей труппы, там все актеры из разных театров, и еще я играю на сцене Московского Художественного театра. Работал и в «Современнике», в театре Фоменко, в театре Камбуровой, но при этом остаюсь актером ТЮЗа. И благодарен Генриетте Наумовне Яновской, что она мне это позволила. Для актера важно работать в разных пространствах, с разными режиссерами и партнерами, погружаться в неизведанные глубины. Это развивает актера, расширяет его природу, помогает совершенствоваться в профессии, не останавливаться на месте. Потому что страшно, когда ты становишься «живой легендой» и почиваешь на лаврах.
Что главное для вас, когда вы соглашаетесь играть роль? Материал, режиссер, партнеры или статус театра?
Игорь Гордин: Наверное, все вместе. Неплохо, если режиссер выдающийся. У меня был опыт работы с молодыми режиссерами, и не всегда это было интересно: приходилось прикладывать свой собственный опыт и помогать режиссеру, направлять его. Режиссеры, с которыми мне бы хотелось работать, наверное, будут работать в каких-то статусных театрах, вряд ли они начнут экспериментировать где-то «в подвале». Материал возьмут хороший, но это не всегда гарантия…
Я сейчас пытаюсь не бросаться в любую работу. Когда выпускаешь спектакль, он входит в репертуар, и нужно регулярно его играть. Соответственно, нужны время и силы. А так как сейчас у меня четыре театра, поэтому каждое новое предложение очень внимательно рассмотришь, прежде чем согласиться на что-то. Может быть, и хочется попробовать себя там и там. Я, например, давно мечтаю поработать в Петербурге. Но понимаю, что сейчас это уже все сложнее.
О кино
И много снимаетесь в кино теперь?
Игорь Гордин: Мои постоянные съемки в кино — это иллюзия. Я полгода уже нигде не снимался. В кино как бывает: ты снимаешься, потом проходит год, два, три, прежде чем фильм выйдет на экран. А ты уже забываешь, что когда-то там снимался. Не скажу, что за последние годы я вышел на несколько прозвучавших проектов.
Перечислю: «Балет», «Великая», «Императрицы», «Золотое дно», «Игры», «Наследники», «Плевако» — и это еще не все. И фильм «Вызов» все посмотрели. Недавно — «Северный полюс».
Игорь Гордин: Это проекты большие, но мое участие в них минимальное. У меня был большой исторический проект, действительно, — «Великая». Бестужев, союзник Екатерины II — роль неожиданная для меня, потому что он человек пожилой, 70 лет. В первом сезоне его играл Сергей Шакуров.
Но «Вызов» — пять дней я снимался там. Естественно, было престижно попасть в космический проект и существовать в этом блокбастере. Но актерская работа там была довольно простой для меня.
«Северный полюс» — тоже дней пять, но я благодарен тому, что побывал на Севере, в замечательных местах, на атомных подводных лодках. Кино дает возможность побывать в тех местах, где ты вряд ли когда-нибудь окажешься. Я как-то снимался в Медвежьегорске в Карелии (где снимали «Любовь и голуби») — разве поехал бы туда когда-нибудь?
«Золотое дно»: история продолжается, но моего героя убили в первом сезоне. И это тоже несколько съемочных дней. Конечно, здорово, когда попадаешь в такой проект, который посмотрело немало людей. Сейчас сериалов снимается громадное количество. Мне кажется, уже кризис перепроизводства…
Так что основное мое дело в театре происходит. Все-таки нужно было пройти такой длинный путь, чтобы к 60-ти годам получить возможность сниматься в громких проектах.
С одной стороны, роли — как в театре, исторические, костюмные: Бестужев, Меншиков, Победоносцев… А с другой — сплошные чиновники, бизнесмены и мерзавцы.
Игорь Гордин: Пытаюсь это амплуа отодвинуть. Решил, что «Золотое дно» будет последним камнем в этой череде мерзавцев, закрою тему коррупционеров, чиновников, и уже два года, собственно, не работаю с таким материалом.
Какие новые фильмы с вашим участием выйдут в ближайшее время?
Игорь Гордин: Осенью планируется выпуск сериала Данила Чащина «Большая фарма». Там у меня большая роль. Ученые-медики изобрели лекарство, которое может вылечить любое заболевание, даже раковую опухоль. Драматическая история семьи, с детективной подоплекой. И мой герой — не мерзавец.
«Я благодарен «Склифосовскому»
А как зритель вы смотрите такие сериалы, как «Склифосовский», где вы потом сыграли, и «Мосгаз»?
Игорь Гордин: Это очень разные фильмы — медицинский сериал и детективный. «Склифосовского» не смотрю. Но я благодарен «Склифосовскому», это один из самых популярных сериалов российского телевидения. У него громадное количество поклонников. Этот сериал дал мне зрительскую узнаваемость — меня люди стали узнавать благодаря ему.
Неужели? Это же стоило столько лет работать в театре, «живой легендой» стать!
Игорь Гордин: Да. Тридцать лет работаешь с Чеховым, Достоевским, Олби, Пушкиным и другими великими драматургами, а популярность тебе приносит медицинский сериал. Такая ирония судьбы. Меня до сих пор узнают именно по этому сериалу.
А «Мосгаз»? Увлеклись вы, как зритель, расследованиями майора Черкасова?
Игорь Гордин: Я смотрел не все серии, но это действительно было серьезное кино.
Думали о том, что там сыграете? («Дело № 5: Операция «Сатана»).
Игорь Гордин: Конечно, не думал. У меня было два раза, когда я попал в мир сериала, который наблюдал только по телевизору. Представьте: ты знаешь всех героев, они для тебя такие знакомые и близкие, и вдруг сам оказываешься в этой истории. В «Мосгаз» я попал благодаря Денису Евстигнееву, продюсеру Первого канала, потому что мы работали с Андреем Эшпаем, снимали сериал «Взрослые дочери», на котором Денис Евстигнеев был продюсером. У меня там была большая, серьезная роль. И вскоре, когда начали снимать очередной сезон «Мосгаза», он позвал меня в эту работу.
Подобная история была у меня с «Небесным судом» Алены Званцовой. Когда вышел первый сезон, я был просто поклонником фильма. Кстати, неожиданно наткнулся на него в интернете и поразился фантазии режиссера и сценариста. А потом познакомились с Аленой, она позвала меня в фильм «Московские сумерки». А дальше всю нашу компанию из «Московских сумерек» она вписала во второй сезон «Небесного суда». И когда я снова попал в фантазийный мир «Небесного суда», было ощущение, как будто шагнул по ту сторону экрана. Случаются такие работы, когда просто получаешь большое удовольствие.
Не всегда так в кино бывает. Иногда кино — это такой муторный, тяжелый процесс, когда ты часами ждешь, ждешь на площадке, пока снимут всего один кадр с твоим участием. Такая потеря времени, и, конечно, это выматывает.
Наступило лето. Идеальный отдых для вас — какой?
Игорь Гордин: Летом я люблю уехать на природу. Типа дачи. Не люблю море. Я северный человек, не люблю жару. Пляж и пальмы — не для меня, это выматывающее времяпрепровождение. Так как я вырос в Петербурге, для меня близко все балтийское. Карельский перешеек — соответственно, Курортный район, Репино, Комарово и дальше. Карельская природа дает мне силы. Я люблю туда летом приезжать. И Финский залив полюбил. Лес, озера, грибы — вот это мой отдых. И еще велосипед. Не рыбалка. А раньше любил отдых в Прибалтике.