Знаменитый фестиваль-путешественник, придуманный и возглавляемый Валерием Гергиевым, впервые за свою почти четвертьвековую историю взял старт в Большом театре. На Исторической сцене в один день было дано сразу два представления. Праздничный вечер начался симфоническим концертом Объединенного оркестра Мариинского и Большого театров, а завершился спектаклем — показали мариинскую постановку оперы Прокофьева «Обручение в монастыре».
Программа концерта до самого последнего момента держалась в тайне. И публика, ожидая немного задерживающегося начала, с азартом строила предположения. В итоге не столько произведения, сколько их сочетание и исполнение оказалось сюрпризом. Но прежде чем зазвучала музыка, на сцену вышел митрополит Каширский Феогност, он огласил обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, под патронатом которого проходит фестиваль.
Следом к оркестру вышел Валерий Гергиев. Первым номером программы оказался фрагмент из музыки Родиона Щедрина к балету «Конек-Горбунок», что пронизана любовью к жизни и неуемной энергией. Потом совершенно неожиданно за пультом появился известный немецкий дирижер Юстус Франц, основатель Филармонии Наций, сейчас он много работает именно в Мариинском театре. Под его руководством была исполнена увертюра к мистической опере Моцарта «Волшебная флейта». Затем произошла еще одна дирижерская смена — под управлением Джеми Джана Делиормана, который также сотрудничает с мариинским коллективом и является главным дирижером Президентского симфонического оркестра родной Турции, прозвучала увертюра к сказочной опере Глинки «Руслан и Людмила». Таким образом начало концерта оказалось ярким, динамичным и эклектичным, но демонстрирующим открытость фестиваля и его готовность вернуться к международному сотрудничеству, какое уже было в его истории. К тому же нельзя не заметить, что впервые в рамках основной Симфонической программы фестиваля (есть еще Звонильная и Хоровая) Валерий Гергиев разделил дирижерский подиум с другими музыкантами.
Основным, смыслообразующим произведением концерта стала Пятая симфония Сергея Прокофьева, написанная композитором в годы Второй мировой войны, она считается героико-патриотическим сочинением. Это безусловно так, да к тому же фестиваль в нынешнем году посвящен двум датам — 80-летию героической Победы в Великой Отечественной войне и 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Но в интерпретации Валерия Гергиева чувствуется и вся личная драма художника, и величие человеческого духа, к которому он обращался.
Смыслообразующим произведением концерта стала Пятая симфония Сергея Прокофьева, написанная в годы войны
Концерт же, будто по закону рондо, завершился, как и начался, опусом Щедрина — «Озорные частушки», дарящие радость и веселье, как и принято в праздник. Но уже менее чем через два часа музыка Прокофьева вернулась в Большой театр. Но уже задорная и комическая. «Обручение в монастыре» — самая жизнерадостная опера композитора. Он написал ее на стихотворные тексты своей второй жены Миры Мендельсон-Прокофьевой по знаменитой комедии Шеридана «Дуэнья» в 1940 году. Постановка Владислава Пази, сделанная им в тандеме с художником Аллой Коженковой в карнавально-комедийном стиле в виде оживших полотен знаменитого фламандского живописца Франса Снейдерса с морской снедью, держится в репертуаре Мариинки уже почти три десятка лет и сегодня смотрится, конечно, заметно постаревшей. Но Валерий Гергиев, как ранее в мариинский спектакль по другой прокофьевской опере, «Любовь к трем апельсинам» при показе в Москве ввел много новых солистов — артистов Молодежной оперной программы Большого театра, подарив им тем самым бесценный сценический опыт. Но отрепетированности и искрометности все же не хватило, чтобы легко и с блеском поведать о пикантных любовных похождениях.
Спектакль закончился уже за полночь, и музыканты Объединенного оркестра двух театров вместе с Валерием Гергиевым поспешили на вокзал, где по традиции последних лет их ждал фирменный фестивальный поезд. Впереди еще выступления почти в двух десятках городов России, а в Москве, в оправдание своего названия, фестиваль появится еще дважды. 2 мая в зале «Зарядье» прозвучит Восьмая симфония Брукнера, а главные концерты закрытия пройдут в столице 9 мая — днем общедоступный концерт на Поклонной горе, который ежегодно собирает тысячи слушателей, а вечером — в Большом зале консерватории состоится финальный гала-концерт пасхального форума.