Как радио «Орфей» возрождает наследие русских композиторов

94

4 и 5 апреля в Московском Международном доме музыки будет звучать музыка двух русских композиторов-авангардистов — Алексея Животова и Владимира Дешевова. О чем без малого сто лет молчала их музыка, рассказывает художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев.

Сергей, Симфонический оркестр радио "Орфей" только что закончил на "Мосфильме" запись произведений Алексея Животова и Владимира Дешевова. Что это за музыка?

Сергей Кондрашев: Алексей Животов — безусловно, человек своей эпохи, человек, пытавшийся в эпоху великого перелома идти в ногу со временем. Отсюда в его музыке эта маршеобразная поступь, торжественные фанфары. Можно даже сказать, что марш и фанфары и стали чертой композиторского стиля Животова. Когда слушаешь его музыку, особенно "Героический марш" и "Праздничную увертюру", на твоих глазах строится та самая новая Москва, возникает тот самый сталинский ампир, те самые высотные здания. Слушая финал "Праздничной увертюры", я словно стою на смотровой площадке Ленинских гор (сейчас это Воробьевы горы, но во времена Животова это именно Ленинские горы) и любуюсь только что возведенным зданием МГУ.

При этом меня как музыканта, уже записавшего это произведение, не покидает чувство, что в этой музыке есть не только пафос, энтузиазм, восхищение и восхваление подвига советского человека, построившего новую страну, но и понимание того, какой ценой и жертвами далось это строительство. Строительство Беломорканала, канала имени Москвы, Магнитки. И постоянно возникает желание переименовать "Праздничную увертюру" в "Непраздничную". Мне кажется, что пытаясь идти в ногу со временем, Животов остро и болезненно ощущал двойственность окружающего мира, что невольно отразилось в его музыке.

Но он же старался шагать в ногу со временем…

Сергей Кондрашев: Он пытался, но, мне кажется, что у него не получилось. Где-то в жизни произошел тот самый перелом, после которого он оказался не у дел. Собственно, об этом и идет речь в спектакле "Жизнь подо льдом", который ставит режиссер Дмитрий Сердюк. Возникает ощущение, что Животов жил в каком-то ледяном кубе и пытался сквозь него смотреть на мир. Но, как и Дешевов, он жил в мире, в который на самом деле не верил. Пытался поверить, но все равно это были сплошные душевные метания. Меня не покидает это чувство всякий раз, когда я слышу его музыку.

Как радио "Орфей" возрождает наследие русских композиторов

При этом в рамках проекта мы записали две сюиты Алексея Животова — "Танцевальную" и "Театральную". Обе явно были написаны на заказ, для драматического театра. И это совершенно другая, светлая музыка, без двойственности. Большим талантом должен был обладать человек, который способен так писать музыку по заказу, чтобы донести до слушателя и биение своего творческого сердца.

А каким был Владимир Дешевов?

Сергей Кондрашев: Владимир Дешевов — полная противоположность Алексею Животову. Его судьбе посвящен спектакль Глеба Черепанова "Игры теней". Дешевов и не пытался идти в ногу со временем, он не смог. С самого начала было понятно, что этот композитор живет в своем собственном мире и будет продолжать жить в своем собственном мире. Его называли "хрупкий эльф", но мне все время хочется назвать его "Хрустальный эльф". В каком-то своем коконе находится человек, и без него он не может существовать, потому что окружающая реальность моментально окажет на него разрушающее воздействие. Что, собственно, с ним после войны и произошло, когда он окончательно замкнулся в себе, перестав даже выходить из своей квартиры. Оба наших героя пережили блокаду Ленинграда. И именно блокада, я думаю, окончательно разрушила их. Дешевова война просто уничтожила как личность. Животов оказался сильнее, был, видимо, человек со стержнем. И какое-то время продолжал бороться.

Читать также:
Китайская еда, Третьяковка, Екатерина II, Гиляровский, спасенные шедевры: пять самых ожидаемых выставок года

Кто из них вам ближе? Музыкально и по-человечески?

Сергей Кондрашев: Я уже полюбил их обоих. С Животовым было проще, потому что он несколько более прямолинеен, он легче "считывается". Дешевов весь в полутонах, он не раскрывался сразу. У оркестра на репетициях долго не получалось то, что я хотел бы услышать. У сотрудников библиотеки не сразу вышло с набором нот. Рукописи Дешевова, видимо, сопротивлялись. Чтобы понять этого автора, нам всем пришлось проделать довольно большую работу. И когда мы смогли это, наконец, сделать, оказалось, что Дешевов — невероятно тонкий композитор, с музыкальными и образовательными корнями из XIX века. Он пытается жить в мире света и гармонии. В его музыке отражается вся его дореволюционная жизнь. Царскосельский лицей, весь круг его общения, представлявший собой тогда общество самой рафинированной интеллигенции.

Как радио "Орфей" возрождает наследие русских композиторов

Мне очень нравится утонченность Дешевова. Он как сосуд, наполненный какой-то чистой энергией, светящийся в той тьме, которая его окружала, особенно в военный и послевоенный период. Он заслуживал совершенно другой судьбы. Как и Сергей Прокофьев, Дешевов был очень европейским композитором. И если бы он оказался до революции в компании Дягилева, Бенуа, Фокина, Стравинского, Нижинского, он бы среди них растворился, и мы знали бы его как абсолютного музыкального героя и гения. Конечно, мне близка такая фигура художника, но сам я вырос в советской стране, и, несмотря на все жестокие перипетии того времени, советским людям есть, чем гордиться. И все это тоже отражено в музыке Животова.

Оба композитора начинали как авангардисты и должны были быть очень созвучны новому времени…

Сергей Кондрашев: В начале 20-х годов авангард приветствовался и шел на ура. А в конце 20-х, в 30-е годы один авангард стал этаким "правильным", идущим в ногу со временем, а другой — "споткнулся", навсегда… На определенных людей пошли доносы, что вот они пишут буржуазную музыку, музыку, которая вносит смятение и сомнение в неокрепшие умы нового советского человека. Достаточно было одного-двух таких писем, и прямой широкий и светлый путь творца превращался в узкую извилистую и скользкую тропку.

Сергей, фестиваль "Энергия открытий" — это сценическое воплощение многолетнего проекта радио "Орфей" "Возрождаем наследие русских композиторов". На ваш взгляд, зачем нужен этот проект и что он дает лично вам как музыканту и дирижеру?

Сергей Кондрашев: Прежде всего, это восстановление исторической справедливости по отношению к этим людям. Мы вернули слушателям музыку Николая Голованова, Леонида Половинкина, Александра Мосолова, Георгия Катуара, Владимира Дешевова, Алексея Животова, и этот процесс возвращения их самих и их творений из небытия доставляет немалое творческое удовлетворение. Как бы громко это ни прозвучало, но я вижу в таком процессе свою определенную миссию и, конечно же, возможность самореализации. Это привносит в работу и жизнь смысл — профессиональный, творческий, человеческий.