В Театре Российской армии состоялась премьера спектакля «Жила-была Клавочка» — драмы Дмитрия Минченка, созданной по мотивам повести Бориса Васильева. Режиссер Арина Бессергенева бережно и смело раскрывает перед зрителем историю, где за будничной советской реальностью скрывается трагедия одинокой души, а случайная гибель оборачивается духовным торжеством. Это история о подвиге, но не о том, что воспевают в героических балладах, а о том, что рождается в тишине, в буднях, в сердце обычного человека.
Действие разворачивается в 1970-х, в стенах типичного советского НИИ, где под маской бюрократического фарса кипят настоящие страсти. Начальница отдела Людмила Павловна получает приказ уволить свою заместительницу Галину Сергеевну — и начинается жестокая игра на выживание. В этом абсолютно женском коллективе смешное переплетается с жутким, а абсурд соседствует с трагедией.
И на этом фоне — Клава, тихая мечтательница, работающая в отделе учета. Она ненавидит свое простое имя, грезит о любви и красоте, а ее жизнь — цепочка из одиночества, фантазий и случайных разочарований. Недавно умерла ее мать, а единственная оставшаяся родственница, бабка Марковна (по сути неродная), живет в далеком Пронске. Клава даже не знает ее в лицо, но исправно отправляет деньги: когда-то Марковна спасла ее мать в войну, и та, повзрослев, сбежала в Москву.
Действие разворачивается в 1970-х, в стенах типичного советского НИИ, где под маской бюрократического фарса кипят настоящие страсти
Актерский ансамбль безупречен: заслуженные артистки России Наталья Лоскутова (последняя ученица легендарного Эфроса) и Инна Серпокрыл (открытие Эфроса), новые артистки труппы Любовь Баленко и Екатерина Лютова, артистки театра Жанетт Гурская и Мария Белоненко создают яркие, противоречивые образы советских женщин, зажатых между карьерой и личными драмами. Александр Рожковский мастерски играет будто бы единственного мужчину в этом женском мире, для него этот спектакль, кажется, станет визитной карточкой.
Спектакль балансирует на грани жанров: первый акт наполнен почти рязановской иронией, но к финалу зритель понимает: за легкомыслием скрывается тревожная бездна. Второй акт начинается с надежды: Клава едет в поезде, знакомится с простым парнем, милиционером Сережей (Александр Рожковский), кажется, что судьба наконец улыбнулась ей… Но утро приносит страшную развязку.
Убийство Клавы — «нелепость» по Васильеву, но подвиг по Минченку. Минченок не просто рассказывает историю гибели «маленького человека» — он показывает, как в жертве рождается бессмертие, а в смерти — настоящая жизнь. Гибель Клавы становится ее торжеством. Она обретает покой и смысл, потому что сделала выбор. Клава погибает, спасая незнакомку, и этот поступок становится ее победой над циничным миром. «Чтобы почувствовать себя человеком, надо делать поступки» — ее слова звучат как завещание. А смерть оборачивается воскресением.
Спектакль вырос из лаборатории «Фронтовой прозы» — проекта, созданного по инициативе директора Театра Российской армии Милены Авимской. Одна из задач лаборатории — поиск режиссеров и драматургов, работающих с военной прозой. По словам Авимской, для нее главная и светлая мысль в спектакле «Жила-была Клавочка»: «Это мысль о людях, прошедших страшные испытания войны, ранения, потери, но не только сохранивших человеческое лицо, но и способных на подвиг даже в мирное время». Пьеса посвящена памяти коренной москвички Ольги Дубинской, кинорежиссеру, посмертно удостоенной ордена Абхазии «Честь и Слава» за подвиг. Именно ее доброта, твердость и сила характера вдохновили Бориса Васильева, дружившего с ее отцом, кинорежиссером Давидом Дубинским, создать образ Клавочки.
«Жила-была Клавочка» из истории о прошлом превратилась в притчу о вечном — о выборе, достоинстве и цене человечности. Спектакль не оставляет равнодушным. Он смешит и ранит, заставляет задуматься — и в конечном итоге верить в человека.
Афиша
Ближайший показ спектакля «Жила-была Клавочка» в Театре Российской армии — 10 июня.