Концерты недели: Сюй Цао, Intrada, Синьковский, Кояма, Рубин, «Русская филармония

16

Впервые на российской сцене прозвучит музыка, написанная искусственным интеллектом, Дмитрий Синьковский подтвердит свою репутацию у московских меломанов, Таканари Кояма проявит душу контрабаса, а Ярослав Тимофеев и Мария Холкина научат поколение TikTok слушать классику.

Кто играет: Государственный Кремлёвский оркестр (дирижер Игорь Шевернев), солисты Сюй Цао, Дуань Юйцянь, Вера Кононова, Григорий Соловьев, Филипп Чельцов и др.

Что играет: «Бах против нейросетей».

Почему идти: В концерте «Бах против нейросетей» впервые на российской сцене прозвучит музыка, написанная искусственным интеллектом. Китайские композиторы Цао Сюй и Дуань Юй Цянь в сотрудничестве со Сколковским институтом науки и технологий, создали звуковые пейзажи с использованием древних инструментов конгоу, ди и шенги. Сердце эксперимента — сгенерированный нейросетями голос «Фантом». Но на концерте прозвучат и живые голоса: бас Григорий Соловьев и сопрано Вера Кононова исполнят барочные арии, а лауреат международных конкурсов Филипп Чельцов оживит орган Дома музыки творениями Баха. И пусть нейросети замкнет от зависти.

Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 5 февраля; 3 000 — 15 000 руб.

Кто играет: Оркестр La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского, солисты Яна Дьякова, Галина Круч, Константин Сучков, Александр Воронов.

Что играет: В. А. Моцарт — Симфония № 25, арии из опер «Свадьба Фигаро», «Мнимая садовница», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Милосердие Тита», Л. ван Бетховен — Симфония № 7, Увертюра «Эгмонт».

Почему идти: Солисты Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина и оркестр La Voce Strumentale — мастера по части музыки не просто красивой, но стремящейся к чему-то еще. Обретший три года назад новое дыхание коллектив под руководством Дмитрия Синьковского транслирует моцартовское изящество и бетховенское чистосердечие. Изумительные по красоте и эффектности вещи дадут возможность нижегородцам показать себя с лучшей стороны, а маэстро Синьковскому подтвердить свою репутацию у московских меломанов.

Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 8 февраля; 1 500 — 5 000 руб.

Кто играет: Даниэль Сальвадор, вокальный ансамбль Intrada (дирижёр Екатерина Антоненко), солисты Варвара Гансгорье, Михаил Нор, Илья Татаков.

Что играет: Н. де Гриньи — Veni creator Spiritus, Ш. Гуно — Месса №7, Г. Форе — Реквием.

Почему идти: Программа заключительного концерта абонемента «Орган плюс» сфокусирована на музыке Франции. Одна из главных органных держав мира будет представлена гимном Veni creator Spiritus гения полифонии Николя де Гриньи, неожиданной для автора «Фауста» Мессой №7 Шарля Гуно и хрестоматийным Реквиемом Габриэля Форе для хора и органа. Такая духоподъемная программа требует неимоверной концентрации эмоций. Титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор и вокальный ансамбль Intrada по этой части дадут фору кому угодно, так что пафос светлых чувств держателям абонемента гарантирован.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 7 февраля; 800 — 1 500 руб.

Кто играет: Российский национальный оркестр (дирижёр Алексей Рубин), хоровая капелла им. А. А. Юрлова, солисты Светлана Лачина, Полина Шароварова, Илья Селиванов, Николай Диденко.

Что играет: А. Дворжак — Реквием.

Почему идти: Крупнейшее духовное сочинение Дворжака — Реквием — сочетает в себе славянскую задушевность с оркестровой и хоровой мощью. И хотя по популярности ему трудно конкурировать с Реквиемами Верди и Моцарта, музыкальный ответ чешского композитора на вопросы о смысле жизни, о смерти и вечном покое, берет за душу. Особенно в изложении грэмминосного оркестра, хора со столетней историей и квартета солистов, в числе которых Полина Шароварова, удостоенная на днях Гран-при Конкурса Хиблы Герзмава.

Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 6 февраля; 700 — 2 500 руб.

Кто играет: Таканари Кояма, Геннадий Борисов, Михаил Шевнин, Геннадий Карасёв, Арсений Газизов, Яна Сахно, Рустем Шагимарданов и др. При участии Камерного оркестра Московской консерватории (дирижер Фёдор Безносиков).

Читать также:
Вышел первый выпуск проекта "Большой говорит. Балет"

Что играет: IV международный фестиваль «Душа контрабаса».

Почему идти: Контрабас редко выходит на авансцену в качестве солиста. Сделать этот неповоротливый инструмент героем фестиваля — идея, заслуживающая, как минимум уважения. На протяжении трех дней на сцену Рахманиновского зала будут выходить наши лучшие контрабасисты — ученики и коллеги профессора Московской консерватории Льва Ракова, без которого трудно представить развитие контрабасового искусства в XX-XXI веках. И все это для того, чтобы слушатель постиг душу контрабаса. Звезда нынешнего фестиваля — один из самых ярких контрабасистов современности Таканари Кояма. 11 февраля он исполнит соло в Концерте для контрабаса с оркестром С. Кусевицкого и «Вариациях на тему рококо» П. Чайковского. Кроме того, в этот вечер состоятся две премьеры — прозвучат произведения Д. Славникова и С. Будаи, написанные специально для фестиваля.

Где, когда, сколько: Рахманиновский зал Консерватории; 10, 11,14 февраля; 300 — 1 500 руб.

Кто играет: Национальный филармонический оркестр России (дирижёр Ариф Дадашев), солист Леонид Железный.

Что играет: Я. Сибелиус — Симфония № 2, К. Аттерберг — Концерт для скрипки с оркестром.

Почему идти: Солист Леонид Железный проявит свой талант в сопровождении Национального филармонического оркестра России. Звук его скрипки живой и сочный, а экспрессивная манера игры неизменно очаровывает. На этот раз публика насладится тончайшими нюансами Скрипичного концерта Курта Аттерберга, продолжавшего романтические традиции Яна Сибелиуса. А в первом отделении прозвучит Вторая симфония самого Сибелиуса — величественная сага, которую финский композитор назвал исповедью своей души.

Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 9 февраля; 400 — 1 800 руб.

Кто играет: Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», солисты Филипп Копачевский, Родион Петров.

Что играет: Лучшие рапсодии мира.

Почему идти: В Древней Греции рапсодами называли устных сказителей, которые слагали песни-рапсодии; в истории из них остался Гомер. В новые времена такими Гомерами выступали композиторы-классики от Листа до Гершвина, а первопроходцем жанра в рок-музыке стала группа Queen. Знаменитые рапсодии «на тему Паганини» и «в стиле блюз», Венгерскую и Богемскую исполнят на этом концерте современные рапсоды — оркестр «Русская филармония», обладатель специального приза Конкурса им. Чайковского пианист Филипп Копачевский и скрипач-виртуоз Родион Петров, играющий на уникальной скрипке Гваданини.

Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 8 февраля (начало в 15.00); 2 500 — 4 500 руб.

Кто играет: Оркестр Государственной симфонической капеллы России (дирижёр Максим Мохорев), Юлия Мазурова, ансамбль Questa Musica. Ведущие Ярослав Тимофеев и Мария Холкина

Почему идти: Р. Штраус — «Так говорил Заратустра» (фрагмент), В. А. Моцарт — Дивертисмент для струнного квартета ре мажор (III часть), Р. Вагнер — вступление к опере «Золото Рейна», вступление к опере «Тристан и Изольда», Ж. Бизе — Хабанера из оперы «Кармен», И. Стравинский — «Весенние гадания. Пляски щеголих» из балета «Весна священная», В. Вавилов — Ave Maria.

Почему идти: Поколение TikTok выбирает Билли Айлиш и Валю Карнавал, однако Московской филармонии есть что противопоставить музыке поп. Проект «Язык музыки» приобщает современную молодежь к классике едва ли не лучше, чем музыкальные школы. Ведь молодые ведущие Ярослав Тимофеев и Мария Холкина не просто составляют интересные программы из классических хитов, но говорят с подростками на понятном им языке и даже поют вместе с ними под аккомпанемент оркестра. В очередную программу цикла вошли произведения разных эпох и стилей, объединенные темой гармонии, в чьих невидимых руках находится власть над эмоциями слушателя.

Где, когда, сколько: Концертный зал «Филармония-2»; 9 февраля; 500 — 1 200 руб.