Татьяна Голикова: «Крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью»

18

Содержание:

Как увеличить население нашей страны

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС Повышение численности населения нашей страны и улучшение демографической ситуации — одна из ключевых задач правительства. Задача эта многогранна и включает не только меры по стимулированию рождаемости, но и работу с формированием семейных ценностей, обеспечение достойной жизни пенсионерам и помощь в трудоустройстве подрастающего поколения. Как государство принимает участие в этих процессах и каких оно уже добилось результатов, «Эксперту» рассказала заместитель председателя правительства Татьяна Голикова.

Одна из пяти ключевых задач, которые президент в декабре поставил перед правительством, — это перелом негативного демографического тренда. Россия работает над этим уже, наверное, два десятилетия. Что вы планируете сделать в этом году?

Напомню, что в 2000 году суммарный коэффициент рождаемости (СКР, среднее количество детей, рожденных женщиной за ее жизнь) составлял 1,195. После запуска президентом в 2007 году масштабной демографической программы уже в 2008 году коэффициент вырос до 1,5, а после введения в 2011–2013 годах дополнительных мер поддержки вторых и третьих рождений — до 1,686 в 2012 году и достиг своего максимума в 2015 году — 1,762.

С 2016 года рождаемость вновь начала снижаться. На это повлияло множество факторов, главный из которых изменение половозрастной структуры населения как последствие предыдущих десятилетий. Число женщин репродуктивного возраста неуклонно сокращается, и этот тренд продолжится вплоть до 2046 года. За последние 20 лет у нас, как и во всем мире, изменилась возрастная модель рождаемости: молодые люди хотят сначала реализовать себя в профессиональной сфере, получить финансовую самостоятельность, а потом уже становиться родителями.

Несмотря на снижение СКР, уровень рождаемости третьих и последующих детей продолжал расти, в том числе в 2024 году — на 1,1% к предыдущему году. Это подтверждает силу в нашем обществе традиционных семейных ценностей.

Ежегодно правительством вводятся дополнительные меры поддержки, ведется их постоянная донастройка. И это позволило нам замедлить снижение, сохранить суммарный коэффициент рождаемости на более высоком уровне, чем во многих странах мира. Например, СКР в Канаде, Австралии, Японии, Финляндии, Китае — 1,2–1,3 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. В нашей стране, по данным Росстата за 2024 год, по сравнению с 2023 годом СКР почти не изменился и сохранился на уровне 1,4.

При этом в 18 регионах России отмечается рост рождаемости, в том числе в тех, которые ранее показывали снижение этого показателя. Среди них — регионы Центральной России, Северо-Запада: Смоленская, Орловская, Рязанская, Калининградская и Ленинградская области. Это те субъекты, которые условно относятся к кластеру «демографическая зима» с наиболее сложной демографической ситуацией.

Мы вместе с ведущими демографическими школами провели комплекс исследований, направленных на оценку влияния различных факторов на рождаемость.. На их основе была сформирована Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности до 2036 года, которую недавно утвердило правительство. Кроме того, разработан национальный проект «Семья», который объединил меры по поддержке молодых и многодетных семей, старшего поколения, развитию детского здравоохранения и укреплению репродуктивного здоровья, развитию инфраструктуры культуры и укреплению семейных ценностей.

Исходя из результатов исследований, экспертных оценок сформированы основные направления действий, в числе которых реализация подхода «плюс один ребенок в каждой семье», выравнивание высокой региональной дифференциации уровня рождаемости, создание условий для гармоничного совмещения профессионального развития с рождением и воспитанием детей, повышение благополучия семей, чтобы они принимали решения о рождении еще одного ребенка.

Совместно с регионами работаем в каждом из этих направлений.

Нам необходимо остановить снижение и зафиксировать стабильный тренд на повышение рождаемости. Это очень непростая задача, но это ключевой приоритет для нашей страны

Давайте поговорим про нацпроект «Семья». В чем логика нацпроекта, что должно выступить главным драйвером повышения рождаемости: рост финансовой поддержки или изменение менталитета?

Разрабатывая нацпроект, мы ориентировались на семью в широком понимании этого слова. Поэтому в нацпроект вошли мероприятия, направленные как на стимулирование новых рождений, так и на поддержку различных типов семей, включая молодые, многодетные, а также старшего поколения — наших бабушек и дедушек.

В составе нацпроекта «Семья» пять федеральных проектов. До 2030 года на их реализацию из федерального бюджета планируется направить порядка 18 трлн руб.

Федеральный проект «Поддержка семьи» предусматривает комплексную помощь семьям, включая как уже действующие меры (единое пособие, материнский капитал, семейная ипотека), так и новые инициативы.

Так, в рамках проекта к 2030 году мы обеспечим все семьи с детьми адресной поддержкой при рождении ребенка: материнским капиталом на улучшение жилищных условий, образование, пенсионные накопления (более 1,7 млн семей ежегодно), единым пособием (более 9,6 млн человек ежегодно), единовременной выплатой при рождении первого ребенка и региональным материнским капиталом для семей, проживающих на Дальнем Востоке (более 36 тыс. семей ежегодно). Ежегодно порядка 4,2 млн работающих родителей, имеющих двух и более детей, будет предоставлена семейная выплата с пересчетом НДФЛ по ставке 6%.

Основная цель проекта — создать условия для совмещения воспитания детей с образованием и профессиональной деятельностью.

Также вовлекаем регионы в формирование комфортной среды для молодых семей в образовательных организациях, проведение просветительских и досуговых мероприятий для семей.

Федеральный проект «Многодетная семья» направлен на стимулирование рождаемости вторых, третьих и последующих детей.

Более 1,4 млн семей получат выплаты в размере 450 тыс. руб. на погашение ипотеки для улучшения жилищных условий. Приоритет отдадим социальным контрактам для многодетных семей с ежегодным охватом не менее 220 тыс. семей. А с 2025 года по поручению президента 41 регион, где по итогам 2023 года рождаемость была ниже среднероссийской, получил дополнительные средства на реализацию своих программ. На эти цели предусмотрено по 12,5 млрд руб. ежегодно. Правительство утвердило перечень из десяти возможных мероприятий, подлежащих софинансированию. Мы уже видим, что 33 региона открыли пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных и ввели дополнительную поддержку для обучающихся, вставших на учет в ранние сроки беременности. 31 регион создает в женских консультациях службы, обеспечивающие подготовку семьи к рождению ребенка и патронаж семьи в разрешении трудных жизненных ситуаций. Единовременные выплаты от 300 тыс. руб. при рождении третьего ребенка в молодой семье ввели 23 региона. 21 регион развивает систему кратковременного присмотра и ухода, институт социальных нянь для студенческих, многодетных и других семей, нуждающихся в поддержке. 18 регионов компенсируют не менее 50% стоимости профессионального обучения для детей из многодетных семей. 13 регионов выбрали новый проект по финансированию части стоимости арендного жилья при рождении ребенка до достижения им 3 лет: не менее 50%, если это первый ребенок, и не менее 75%, если второй или последующие. Восемь регионов направляют ресурсы на создание в вузах групп кратковременного пребывания, комнат матери и ребенка для детей до 3 лет из студенческих семей. Столько же регионов увеличили выплату на погашение ипотеки при рождении третьего ребенка с 450 тыс. до 1 млн руб. Такое разнообразие подходов позволит нам к концу года оценить, какие из демографических мер дают больший прирост рождаемости.

Цель федерального проекта «Охрана материнства и детства» — повышение качества и доступности медицинской помощи парам, планирующим рождение ребенка, беременным женщинам, детям, а также укрепление репродуктивного здоровья граждан, в том числе в сельской местности, малых городах и поселках.

В рамках этого направления создадим 336 женских консультаций, модернизируем 142 перинатальных центра, родильных дома и 180 детских больниц. Детские поликлиники оснастим 526 мобильными медицинскими комплексами. Особое внимание — психологической, правовой и социальной помощи беременным женщинам, а также применению вспомогательных репродуктивных технологий для лечения бесплодия: проведем 485 тыс. циклов ЭКО, во всех субъектах будут разработаны и реализованы региональные программы по охране материнства и детства.

Еще один федеральный проект направлен на поддержку пожилых граждан и инвалидов. В рамках проекта «Старшее поколение» утверждены заявки на строительство и реконструкцию 55 социальных стационаров для пожилых людей и граждан с инвалидностью. Запланирован ремонт 43 объектов. Услугами долговременного ухода будет охвачено не менее 500 тыс. человек. Во всех регионах будут внедрены программы активного долголетия, включающие образовательные, культурные, спортивные и волонтерские инициативы, а также созданы центры общения для улучшения качества жизни пожилых людей. В апреле правительством утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения, и одним из ее показателей является вовлечение к 2030 году более 40% пожилых граждан в программы активного долголетия.

Материальные меры поддержки эффективны только тогда, когда есть желание создать семью, родить первого, второго и последующих детей. Поэтому особое внимание — семейным ценностям

Федеральный проект «Семейные ценности и инфраструктура культуры» призван укреплять институт семьи, популяризировать семейные ценности и развивать соответствующую инфраструктуру. Граждане получат больше возможностей для участия в культурно-просветительских мероприятиях. Предусмотрена модернизация не менее 450 культурно-досуговых учреждений в малых городах, 100 театров, 250 музеев и 420 библиотек, строительство и модернизация не менее 1010 региональных и муниципальных детских школ искусств. Будут организованы конкурсы среди домов культуры и библиотек для выявления лучших практик. Кроме того, ежегодно в регионах будут проводиться программы для школьников с охватом не менее 60 тыс. человек.

Рост суммарного коэффициента рождаемости должен стать личным проектом каждого губернатора. Будет ли это формализовано в систему, допустим, КРІ, поощрений из федерального бюджета или каких-то стандартов по аналогии с региональными инвестстандартами?

Да, безусловно.

Суммарный коэффициент рождаемости, согласно указу президента, вошел в перечень показателей для оценки эффективности деятельности глав регионов

Этот показатель ранее не использовался, применяться он будет начиная со следующего года — в 2026 году будет оцениваться работа губернаторов за 2025 год.

В федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования регионам за достижение показателей эффективности в объеме 13 млрд руб. ежегодно.

Волна распространения «одночеловечных домохозяйств» накрывает мегаполисы. В больших городах плотность человеческих контактов низкая, семей и, соответственно, детей становится все меньше. Возможно ли в мегаполисе у постоянного населения с устоявшимися социально-демографическими привычками развернуть траекторию рождаемости?

Опросы показывают, что при фактическом низком уровне рождаемости у населения отмечаются высокие репродуктивные установки: женщины в среднем хотели бы иметь 2 детей, мужчины — почти столько же: у них показатель равен 1,97.

Основное внимание граждан, проживающих в мегаполисах, сосредоточено на профессиональной реализации, в связи с чем действительно наблюдается тенденция к откладыванию решения о рождении детей.

Это подтверждается статистическими данными, согласно которым средний возраст матери при рождении первого ребенка у женщин, проживающих в городах-миллионниках, составляет почти 29 лет, тогда как в среднем по стране — 26 лет.

В этой связи одно из приоритетных направлений — создание условий для совмещения семейных обязанностей с обучением и работой. В рамках федерального проекта «Поддержка семьи» планируется построить более 100 детских садов, оснастить свыше 2,2 тыс. образовательных пространств, а также создать более 23 тыс. мест в детских садах. Будем создавать условия для совместного проживания в общежитиях студенческих семей, в том числе для супругов из разных вузов, открываем группы кратковременного пребывания детей и комнаты матери и ребенка. Развивать практику перевода молодых мам-студенток с платного обучения на бюджетное место. Формировать систему «единого окна» на базе вузов и создавать Центры поддержки молодых и студенческих семей.

Кроме того, мы реализуем мероприятия по поддержке рождаемости и семей с детьми в селах как в рамках нацпроекта «Семья», так и в других программах.

Мы реализуем государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», направленную на улучшение жизни в сельской местности. В конце 2024 года утвердили Стратегию пространственного развития России до 2030 года. Ключевые направления — развитие опорных населенных пунктов, строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры, улучшение транспортной доступности и укрепление межрегиональных экономических связей. В рамках Стратегии утвердили единый перечень опорных населенных пунктов — всего 2160, обустройство которых будет способствовать укреплению экономики и повышению качества жизни граждан.

Большой блок мероприятий нацпроекта связан с культурой и ценностями. Президент говорил, что сейчас иметь много детей становится тенденцией. Можно ли сказать, что культурно-ценностный блок нацпроекта направлен на то, чтобы рожать стало модно? Каким образом это можно сделать?

Социология показывает, что для 67% россиян крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью.

В прошлом году, объявленным президентом Годом семьи, проводилась масштабная информационная кампания, направленная на популяризацию традиционных семейных ценностей, семейного образа жизни, укрепление репродуктивного здоровья. Мы видим, что кампания дает эффект. Растет доля семей, которые планируют рождение детей в ближайший год, повышаются популярность многодетности и привлекательность образа многодетной матери.

Формировался семейный контент: запущены крупные телепроекты и сериалы. Особое внимание также уделялось проведению всероссийских семейных конкурсов. Конкурс «Семья года» проводился в девятый раз, конкурс «Это у нас семейное», проводившийся впервые, по решению президента России также стал ежегодным.

Читать также:
Почему аутсорсинг кадрового делопроизводства становится трендом?

Более 70 тыс. мероприятий, направленных на укрепление семейных связей, в том числе между поколениями, проведены в регионах.

На этом работа не заканчивается и будет продолжена в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» нацпроекта «Семья». Одна из его основных задач — увеличить к 2030 году до 80% долю граждан, считающих семью главной ценностью. Это не про лозунги и призывы, а про реальные изменения в жизни людей, поддержку семейных инициатив и создание возможностей для совместного времяпрепровождения, а также широкое информирование населения о возможностях и ресурсах для семей. Благодаря общенациональной информационной кампании семьи получают информацию о мерах поддержки, возможностях развития детей, культурных проектах. Это помогает семьям получить доступ к необходимой информации и воспользоваться предоставляемыми государством ресурсами.

В обновленных кинозалах доступны все новинки российского кинопроката. Музеи становятся интерактивными, предлагая увлекательные экспозиции для всей семьи. Создаются модельные библиотеки с комфортными зонами. На базе учреждений культуры будут создаваться детские культурно-просветительские центры. Проводятся передвижные выставочные проекты федеральных и региональных музеев: выставки, посвященные истории, искусству, археологии, этнографии и другим аспектам культурного наследия.

И это только основные направления.

Все изменения в совокупности делают жизнь семьи, особенно с детьми, более насыщенной, интересной и гармоничной. Общие интересы и воспоминания, доверительные отношения, крепкая, дружная семья, где царит атмосфера любви и взаимопонимания — это важнейший фактор, влияющий на решение о рождении ребенка.

Конечно, решение о рождении ребенка — это взвешенный шаг, продиктованный множеством факторов, и культурная инфраструктура или конкурсы не являются единственными или определяющими. Однако, когда государство инвестирует в культуру, досуг, поддерживает семейные инициативы и информирует население о доступных возможностях, это свидетельствует о его заботе о семьях, о создании условий для гармоничного развития подрастающего поколения.

Мода меняется. А наша задача — сформировать устойчивый тренд на желание иметь детей. Скорее, мы хотим, чтобы модно было быть многодетным.

В этой связи наша задача — создать условия для счастливого детства, укрепить семейные ценности, сформировать в обществе уважительное отношение к институту семьи. Это создание среды, где дети желанны и любимы, а семья — это основа общества, его главная ценность

По личным ощущениям, довольно крупный блок новых российских фильмов, сериалов так или иначе посвящен теме семейных проблем, измен, распущенности. Является ли это проблемой и нужно ли ее решать?

В целом мы стали снимать больше российских фильмов, в том числе о семье и для семейного просмотра. Это разное кино, разные истории. Среди них есть фильмы о взаимоотношениях, которые не всегда могут быть идеальными, но совсем не рассказывать об этом, не показывать такое кино, пожалуй, было бы неправильно. Конечно, распущенность, вульгарность не должны быть предметом такого кино.

Важно создавать героев, которым захочется подражать. Это позитивные образы, связанные крепкой и любящей семьей, истории, повествующие о нравственном выборе, чувстве долга, достоинстве и чести, духовности, ценности жизни. Ведь кино дает нам не только эмоции, но и новые знания — а по данным социологии, 83% населения нашей страны смотрят кино именно с целью получения новых знаний, помогает вместе с героями прожить сложную жизненную ситуацию и найти правильный выход из нее.

«Многодетство», «Плевако», «Вызов», «Адмирал Кузнецов», с 1 мая на экраны вышел фильм «В списках не значился» — такие картины имеют большую значимость для каждого из нас, для наших детей, их духовного и нравственного развития. И что особенно важно — для сохранения истории и исторической правды.

Отечественный кинематограф получает серьезную государственную поддержку. Отбор устроен таким образом, что ее могут получить только те проекты, которые отвечают задачам государственной культурной политики, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В 2023 году президентом был подписан закон, позволяющий претендовать на полное государственное финансирование производства и проката национальных художественных фильмов для детей и юношества. Источников господдержки несколько: Минкультуры, государственные институты развития — Фонд кино и Институт развития интернета. Вы наверняка обращали внимание на это в начальных титрах.

В 2024–2025 годах при государственной поддержке реализовано более 340 проектов, 104 из них — для семейного просмотра. Это более 385 млн просмотров на различных платформах. И еще почти 147 млн зрителей посмотрели фильмы в кинотеатрах.

Посещаемость российского кино ежегодно растет: если в 2022 году наши фильмы выбирали порядка 56% зрителей, то за четыре месяца этого года — уже более 84%, и если говорить о премьерах этого года — «Волшебник изумрудного города», «Финист. Первый богатырь», «Пальма 2», уже набрали 15 млн семейных просмотров.

К вопросам миграционной политики правительство относится комплексно, принимаются целые законодательные пакеты по этой сложнейшей теме. Так, например, Рособрнадзор недавно подвел первые итоги тестирования по русскому языку для несовершеннолетних иностранных граждан, желающих учиться в российских образовательных организациях, которое с 1 апреля проводится по новым правилам. В итоге 81% детей и подростков, подавших заявление, отсеялись еще до самого тестирования. Не окажутся ли эти дети вне поля зрения со стороны государства, какие дальнейшие шаги вы предполагаете?

Безусловно, учитывая социальную значимость вопросов адаптации детей иностранных граждан, мы должны четко понимать, что происходит с такими детьми. С этой целью правительством России в апреле внесен в Госдуму законопроект, закрепляющий механизм информационного обмена между МВД России и органами управления в сфере образования регионов сведениями о детях иностранных граждан, находящихся на территории нашей страны.

Принятие данного закона позволит МВД своевременно получать информацию о детях иностранных граждан, находящихся вместе с родителями на территории нашей страны, в том числе о зачисленных либо отчисленных из детских садов, школ и колледжей, о тех, кто не обучается, а также о детях, не прошедших тестирование на знание русского языка.

На основе полученной информации МВД сможет оперативно принимать эффективные меры в отношении родителей — иностранных граждан, не обеспечивших обучение своих детей.

Кроме того, принятие закона позволит органам управления образованием регионов своевременно получать актуальную информацию о регистрации или постановке на миграционный учет детей иностранных граждан для принятия решения о приеме их на обучение.

Предлагаемые нововведения будут способствовать не только обеспечению прав детей на образование, но и контролю за соблюдением миграционного законодательства, а также обеспечению безопасности государства.

Данный вопрос находится на особом контроле правительства.

Недавно Росстат сообщил о небольшом приросте безработицы — впервые за долгое время. Это «причуда» статистики, погрешность или начало тренда?

Действительно, в феврале уровень безработицы по методологии Международной организации труда незначительно вырос по сравнению с январем и составил 2,4% от рабочей силы, но уже по итогам марта мы видим возвращение этого показателя на прежнюю позицию, на уровень декабря 2024 года, — 2,3%.

Безработица сохраняется на очень низком для России уровне — ниже, чем в аналогичных периодах любого из предыдущих годов.

Менталитет молодежи, как говорят работодатели, сильно изменился. Молодежь ищет работу полегче, прыгает с места на место, не готова к трудовым подвигам. Насколько это серьезная проблема?

Достоверных цифр, подтверждающих, что молодежь ищет работу полегче и постоянно меняет работу, нет. Скорее, наоборот, сейчас можно увидеть много примеров умной, талантливой и трудолюбивой молодежи. Процесс любых взаимоотношений — двухсторонний. Но в чем правы работодатели — молодежь меняется, и работодателю приходится учитывать запросы молодого поколения.

Молодежь обладает знаниями о своих трудовых правах, определенной требовательностью к работодателю и, помимо зарплатных предложений, при выборе работы руководствуется нематериальными факторами: им важны баланс между работой и личной жизнью, комфортная атмосфера в коллективе, возможность самореализации, обучения, построения карьеры и, последнее время об этом все чаще упоминается, уважительное отношение руководства.

Важно отметить, что роль молодежи в формировании численности и структуры трудовых ресурсов страны будет только возрастать. По прогнозу Росстата, до 2030 года ожидается значительный прирост — на 2,6 млн человек, или на 11,6%, — молодежи в возрасте 15–29 лет. Одновременно с этим к 2030 году когорта молодежи 30–35 лет уменьшится на 2,8 млн человек, или на 27,4%.

Для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи по поручению президента страны правительством разработана и утверждена долгосрочная программа содействия занятости молодежи и план по ее реализации на период до 2030 года. В этом году начался второй этап реализации программы

Начиная с 2022 года в рамках программы Минтруд проводит ежегодный Всероссийский конкурс лучших практик трудоустройства молодежи. Его участниками являются как крупные организации, такие как «Россети», «Уралкалий», НЛМК, подведомственные организации «Росатома» и «Газпрома», так и организации с небольшой численностью. За три года получено более 2,4 тыс. заявок на участие, победителями стали 285 организаций. С этого года проведение конкурса запланировано в рамках федерального проекта «Человек труда» нацпроекта «Кадры».

Кадровые центры «Работа России» реализуют полный цикл поддержки трудоустройства: от профориентации и обучения эффективному поведению при поиске работы до организации собеседований с работодателями и содействия в заключении договоров о целевом обучении. Наша задача — так организовать процесс, чтобы к моменту окончания учебного заведения молодой специалист знал своего работодателя. В 50 регионах при центрах «Работа России» действует 300 молодежных клубов, предлагающих интерактивные программы и мероприятия.

Развиваются и возможности для организации летней занятости. В общей сложности молодому человеку доступно 12 мер господдержки, 19 сервисов и 12 типов тестов на выявление способностей и наклонностей.

Ежегодно более 500 тыс. молодых ребят и девушек 14–17 лет трудоустраиваются как на временные, так и постоянные работы. В прошлом году в Российских студенческих отрядах трудоустроено более 400 тыс. человек.

Кроме этого, продолжаем реализацию мероприятий по субсидированию трудоустройства молодежи. В рамках них только в прошлом году принято на работу 47,4 тыс. граждан в возрасте до 30 лет и 2,3 тыс. инвалидов.

Благодаря всем перечисленным мерам с 2020 года уже удалось снизить уровень молодежной безработицы более чем в два раза: с 10,7% до 5,2% по возрастной группе 15-29 лет, и с 17,3% до 8,5% по 15-24 года.

Социальный фонд работает уже второй год. Как вы оцениваете результаты реформы, в ходе которой он появился?

Мы не проводили реформу. Мы ставили перед собой конкретную цель: объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Для граждан это означает упрощение получения социальных услуг и сокращение срока ожидания их получения.

Мы позитивно оцениваем результаты объединения. Это решение было правильным и своевременным. Процедура перехода к единому фонду прошла бесшовно.

Единая база данных теперь аккумулирует больше информации, которая необходима для назначения мер социальной поддержки, что сокращает срок обработки обращений и принятия решений, а также делает процедуры их получения более комфортными. Также объединение позволило сократить финансовые затраты на деятельность фондов.

Создание единого фонда стало важным шагом в модернизации социальной сферы.

Во-первых, ключевое преимущество — это переход к принципу «одного окна». Теперь можно оформить сразу несколько выплат и услуг в одном месте, по единым стандартам, без необходимости обращаться в разные инстанции. Все выплаты синхронизированы, установлены четкие сроки зачисления средств.

Во-вторых, мы существенно расширили перечень мер поддержки. Сегодня фонд выплачивает более 110 видов пособий, ему переданы полномочия по предоставлению 69 мер социальной поддержки. При этом фонд не увеличил штатную численность и расходы для реализации этих мер, сэкономив расходы на содержание.

В-третьих, мы сделали упор на цифровизацию и клиентоцентричность — по итогам 2024 года 93% услуг оказываются в электронном виде или в проактивном режиме без заявления.

В-четвертых, мы провели масштабную оптимизацию работы фонда. Высвободили более 100 тыс. кв. м помещений. Эти площади использованы для открытия более 600 центров общения старшего поколения по всей стране, еще часть объектов переданы для нужд Роструда, размещения бюро медико-социальной экспертизы, а также филиалов фонда «Защитники Отечества».

Сократили административные расходы и долю административных подразделений с 35% до 20%, перераспределили кадры: перевели сотрудников в профильные подразделения, в IT и клиентские службы. Все специалисты прошли переобучение и могут консультировать граждан по всем видам выплат.

Также изменения облегчили жизнь бизнесу. Организациям теперь не нужно направлять идентичные данные в разные внебюджетные фонды. Вместо нескольких форм отчетности осталась одна единая — нагрузка на работодателей снизилась в пять раз.

Единым тарифом унифицированы категории работников, за которых уплачиваются взносы. Теперь все работающие по гражданско-правовым договорам граждане могут получать больничные, декретные и пособия по уходу за ребенком до полутора лет. За счет введения единого тарифа у порядка 4 млн граждан увеличились выплаты по больничным, отпуску по беременности и уходу за ребенком.

С 1 января 2026 года фонд наделен полномочиями по предоставлению новой семейной налоговой выплаты, региональной социальной доплаты.

Развитие возможностей работы фонда продолжается и в дальнейшем поможет перевести все меры социальной поддержки на принципы социального казначейства.