В музее «Новый Иерусалим» открывается выставка «Свет между мирами», в которой встречаются русский и туркестанский авангард из коллекций «Нового Иерусалима» и легендарного Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого. Проект стал возможен благодаря сотрудничеству с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана.
Показ работ из знаменитой коллекции музея в Нукусе — всегда событие. В 1989 году этапным для представления русского авангарда стал совместный проект Русского музея и Музея им. И.В. Савицкого, одним из результатов которого стала книга «Авангард, остановленный на бегу». Почти 20 лет спустя, в 2017 году, открытием для зрителей стала большая выставка «Сокровища Нукуса» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к визиту в Москву президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Выбор именно музея «Новый Иерусалим» для представления 160 произведений «восточного авангарда» может показаться неожиданным.
Тем не менее выбор объясняется не только отличным экспозиционным пространством музея, опытом создания эффектных выставок и даже не только тем, что в собраниях обоих музеев есть шедевры Александра Волкова, Соломона Никритина, Климента Редько, Александра Шевченко, Ростислава Барто, Сергея Романовича… Объединяет их и метод «собирания музея» — создание коллекций в обоих случаях выглядело как mission impossible. Невозможным в глазах здравомыслящих людей проект делало прежде всего искусство, вычеркнутое из музейной и выставочной жизни. Тот самый авангард, остановленный на бегу. Причем если имена Малевича, Кандинского, Шагала, Ларионова и Гончаровой благодаря мировой славе были известны историкам искусства, архивистам и коллекционерам, хоть художники и звались «формалистами» в родных пенатах, то работы 1920-х — начала 1930-х годов Соломона Никритина, Климента Редько, Михаила Соколова, Алексея Рыбникова, Урала Тансыкбаева, Доры Гуревич, Ефросиньи Ермиловой-Платовой, в лучшем случае спрятанные на антресолях в квартирах художников, не вызывали особого энтузиазма даже у знатоков искусства ХХ века. Эти произведения были «невидимым» наследием модернизма, не вписавшимся на очередном вираже истории в официальную версию соцреализма. Нужно было обладать безупречным вкусом, талантом, чутьем, связями и в конце концов отвагой Игоря Витальевича Савицкого, чтобы не только сделать ставку на забытое искусство, но и создать новый тип музея. Музея, где архив художника и его шедевры были равно значимы, где искусство ХХ века встречалось с находками археологов и национальным искусством каракалпаков. Савицкий, спасая наследие художников 1920-1930-х, фактически создавал с нуля универсальный музей. И где! На краю пустыни, близ отступавшего Аральского моря.
Этот совместный проект двух музеев России и Узбекистана вписывается в контекст и российский, и международный
История появления в коллекции музея «Новый Иерусалим» искусства ХХ века не менее фантастична. Мало того, что музей к середине 1980-х годов был областным краеведческим, он был на территории бывшего монастыря. Тогда, разумеется, никто не вел разговор об освобождении помещений в пользу Церкви, но понятно, что искусство ХХ века для него выглядело «непрофильным» активом. Сохранить наследие «формалистов» в краеведческом музее было не самой очевидной идеей. Но благодаря научным сотрудникам музея Людмиле Денисовой и Ларисе Чернениловой идея не только обрела почву, но и развитие в том числе благодаря поддержке тогдашнего директора музея Василия Нижегородова. Сегодня в собрании музея «Новый Иерусалим» одна из интереснейших коллекций советского искусства первой трети ХХ века. И надо ли говорить, что собрание музея «Новый Иерусалим» тоже может зваться универсальным?
Еще одно имя, наверное, важно вспомнить — историка и искусствоведа Ольги Ройтенберг, которая собрала и сохранила огромный пласт наследия выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в 1920-х — начале 1930-х годов. Среди художников, о которых писала Ройтенберг, были и авторы «восточного авангарда». Например, Михаил Курзин, Ефросинья Ермилова-Платова, Николай Витинг, Ростислав Барто, Ольга Соколова, Сергей Романович… Работы этих художников будут представлены на выставке в «Новом Иерусалиме».
Со времени первого издания книги Ройтенберг в 2004 году прошло более 20 лет. Но по-прежнему художественное наследие 1920-1930-х годов остается во многом terra incognita. Именно поэтому нынешний проект — исследовательский, обещающий открытия не только для зрителей, но и историков искусства. Его кураторами стали Людмила Денисова, Лариса Черненилова, Надя Плунгян, Елена Папченко. А научным консультантом был Александр Балашов.
Этот совместный проект двух музеев России и Узбекистана вписывается в контекст и российский, и международный. Выставка продолжает сюжеты, намеченные в проектах «Путь на Восток» Третьяковской галереи и в проекте ГЭС-2 «Не слитно, не раздельно», посвященном знаменитой Хорезмской археологической экспедиции. С другой стороны, выставка «Свет между мирами» развивает серию художественных проектов, которые Фонд развития культуры и искусства Узбекистана делал в Италии в 2024 году. Фонд относительно новый игрок на интернациональной арт-сцене, но весьма успешный. Его проекты востребованы в диалоге культур Востока и Запада.