Нет в мире музыканта более неугомонного и непредсказуемого, чем певец и гитарист Том Йорк. Обычно хмурый, скрытный, малообщительный и отстраненный от бытовой суеты, он кажется и живет так, будто в нем сосуществуют три самых разных человека. Один — признанная рок-звезда, ведь даже те, для кого его группа Radiohead — парад аллегорий, избыточно манерный импрессионизм или даже усыпляющая заумь для умиротворяющего сна, признают ее величие. Второй — конструктор новых миров и собиратель небывалых пазлов, который вполне мог бы стать писателем-фантастом, особенно после саундтрека Anima, но тогда многие меломаны получили бы риск сойти с ума от заложенных в его инструментальной музыке меланхолии и тревожности. А третий — взрослый ребенок, который любит придумывать все новые игры, учиться играть на все новых инструментах и строить очередные замки из песка или города для любимых сказочных персонажей.
И в каждый период времени в Томе Йорке побеждает очередная суть и сущность его музыкального и человеческого дара… А от этого слушателям — иногда радость, удивление, попытка к саморазвитию. Или же, если повезет, — возможность найти примирение с миром через улыбку, невозмутимость и снисходительность. Как было, например, в трех альбомах его нового проекта начала 2020-х — Smile. То бишь «улыбка». Так же, кстати, называлась еще в 1970-е группа Брайана Мэя и Роджера Тейлора, из которой позднее и выросли культовые Queen. Но на возможную путаницу для фанатов и такого вот рода бытовую неприятность Том Йорк тоже обращать внимания не стал… Именно в трио Smile он снова стал играть пространную и очень красивую музыку, как бывало порой в ранние годы его карьеры. Поклонники порадовались, приободрились. Мол, их кумир снова стал писать хиты для широких масс в своей умной, наблюдательной и чуть горделивой, сострадательной манере.
Да, это снова был интеллигентный рок с толикой романтизма и уютных гармоний из 70-х. Музыка, которая бывает популярна и востребована в любые времена, хотя бы потому, что писать ее трудно: найти баланс между теплотой простой мелодии и небанальностью подачи сложного материала удается не всем. Хотя и в этом Тому Йорку в иные времена тоже не бывает равных…
И вот теперь этот неожиданный альбом — Tall Tales («Сказки во весь рост»), записанный уже с электронным музыкантом Марком Притчардом. Снова сложные музыкальные формы, объединение музыкального и видеоконтента. Возможно, для того, чтобы побольше слушателей поняли, что затеял на этот раз Том Йорк, выучившийся теперь играть и на гобое, и на модульном синтезаторе, в итоге и к дефициту гитар постепенно привыкаешь… Видео объяснит многое: в кадрах появляются новые монстры, химеры и прочие чудо-юдо.
Вот, например, идет гигантский кулак в юбке против чего-то протестующий, а вот большая и гордая собой рыба с другой рыбой во рту. Ощущение страха, растерянности, дикости мира и нас самих создает атмосферу и этого загадочного и совсем несказочного альбома.
Как говорится, «цирк уехал, клоуны остались». Только в этот раз остались и монстры.