Двумя концертами на главных филармонических сценах Москвы и Петербурга знаменитый бас Ильдар Абдразаков и легендарный концертмейстер Мзия Бахтуридзе отметили четвертьвековой юбилей творческого содружества. Если в Большом зале Филармонии звучали романсы Чайковского, Мусоргского, Рахманинова — «собрание эпизодов» из прежних программ музыкантов, что уже исполнялись ими не только в России, но и в Европе, то в Концертном зале имени П.И. Чайковского была впервые представлена абсолютно новая и во многом неожиданная программа, где Лист и Шуберт соседствовали с Равелем и Шостаковичем.
Музыканты вышли на сцену держась за руки и ослепительно улыбаясь. Вечер открыло исполнение опуса Ференца Листа «Три сонета Петрарки», что считаются одним из высших выражением любви в камерной музыке, и где композитор достиг максимального слияния вокального и инструментального начал. Идеальный камертон для подобного праздничного концерта. Хоть Петрарка и относился к своим сонетам с некоторым пренебрежением, как к «пустякам», что писал он, лишь пытаясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Печаль была светла, а казалось, интимные романсы, особенно Pace non trovo и I’ vidi in terra angelici costumi в интерпретации бенефициантного дуэта вдруг приобрели масштаб и стиль оперного монолога, где доминировали и дерзость образа, и красота звучания как голоса, так и фортепиано.
Современные оперные звёзды не без основания заслуживают упрёка в том, что закрученные в вихре театральных выступлений и стадионно-коммерческих концертов, крайне редко ныне обращаются к изысканному камерному репертуару. Правда, причина того и в том, что найти певцу, даже самому именитому, своего высококлассного пианиста-концертмейстера, задача повышенной сложности. И здесь Ильдару Абдразакову, безусловно, очень повезло, когда на своём первом же контракте с миланским театром La Scala он познакомился с Мзией Бахтуридзе, которая несмотря на огромную занятость в театре, где отслужила 30 лет, много и плодотворно сотрудничала с лучшими певцами в дуэтном формате. Среди «её» солистов Рамон Варгас, Роберто Скандьюцци, Ренато Брузон, Фабио Сартори, Элина Гаранча, Петр Бечала, Барбара Фриттоли, Джозеф Каллеха, Витторио Григоло…
И немудрено что Ильдар Абдразаков и Мзия Бахтуридзе продолжили итальянскую тему, даже обратившись к музыке Франца Шуберта: прозвучали Три песни для баса и фортепиано на стихи Метастазио и Стербини. Кстати, великий немецкий композитор никогда не бывал на Апеннинах, но изредка общаясь к итальянской поэзии, тем самым, как и музыканты в этом концерте, отдавал должное стилю bel canto. Восхищает то, и как Шуберт обращается с стихотворной строкой: это отношение текста не просто к вокальной линии, но и к аккомпанементу, и как тонко прочувствовали это мелодическое слияние музыканты в исполнении.
Последующие в завершение первой части концерта «Три песни Дон Кихота к Дульсинее», которые Равель на слова Морана писал, как и Массне оперу «Дон Кихот», специально для Шаляпина (хотя, закончив, работу над циклом, он посвятил его другим певцам). Поэтому, можно сказать, что они входят в «обязательный» басовый репертуар. И несмотря на простоту мелодии и текста этот вокальный цикл редко получает идиллическую, посторальную интерпретацию, а, как правило, по оперному драматическую, что полностью соответствует ожиданиям публики. А публика вела себя на концерте восторженно-расслабленно, постоянно хлопая даже между частями произведения. Солист резко не пресекал подобное поведение, отвечая лаконичным кивком…Артистов в этот вечер завалили цветами… Наблюдение: когда цены на билеты, как в этот раз в Московской филармонии, адекватные, публика щедра на букеты…
Второе отделение концерта на контрасте было отдано исключительно музыке Дмитрия Шостаковича и его остросатирическим опусам. В качестве «аперитива» были исполнены пять романсов на слова Саши Чёрного, считавшего себя «волдырем на сиденье прекрасной российской словесности», и в гораздо большей степени, чем Шостакович, не принимавшего свое время. «Сатиры (Картинки прошлого)» автор посвятил Галине Вишневской, у Ильдара Абдразакова «Издерганный и хмурый» слог поэта обрёл немного спокойствия стороннего наблюдателя, и язвительность стала более философичной, осталась лишь небольшая вокальная незаконченность некоторых фраз…
Знаменитый «Антиформалистический раëк» Ильдар Абдразаков при помощи Хоровой капеллы имени А.А. Юрлова и вовсе превратил в настоящий мини-спектакль, настолько смешной, что смех не позволял погрузиться в мрачные подтексты этого сочинения. Посему публика, что парадоксально для этого произведения, но абсолютно верно для празднично-юбилейного вечера, расходилась в благодарно-радостном настроении.