Фестиваль VIVARTE соединит музыку с изобразительным искусством, состоится перекличка между двумя волнами музыкального авангарда, шедевры русской классики прозвучат в джазовой обработке, а звездный дуэт перенесет в мир черно-белых клавиш.
Кто играет: Борис Андрианов, Итамар Голан Андрей Коробейников, Константин Емельянов, Никита Борисоглебский, Андрей Баранов, Алексей Жилин, Анна Кошкина, Павел Романенко, Дмитрий Илларионов, Надежда Гулицкая, Леонид Винцкевич, Вениамин Смехов и др.
Что играет: Произведения С.Рахманинова, С. Танеева, Ж.-Ф. Рамо, М. Равеля, Ф. Шуберта, Р. Шанкара, М. Балакирева, Л. Яначека, И. Брамса, Н. Римского- Корсакова, Н. Рубинштейна и др.
Почему идти: Уже 10 лет уникальная концепция Международного фестиваля VIVARTE привлекает любителей музыки и изобразительного искусства. Вся музыкальная программа сопровождается показом созвучных ей по мыслям и чувствам картин из запасников Третьяковки. На юбилейном фестивале эта идея возведена в главный принцип: все концерты связаны с этапными выставками нынешнего года. Это проект «Путь на Восток», посвященный ориентализму в творчестве русских художников начала ХХ века, а также юбилейные выставки Кустодиева, Брюллова и Борисова-Мусатова. Среди исполняемых произведений — популярная классика и музыкальные раритеты, среди исполнителей — признанные звезды и творческая молодежь. Пять вечеров VIVARTE пройдут в зале Врубеля в главном здании Третьяковской галереи. А 1 июня участники фестиваля дадут три бесплатных концерта на пути от старой Третьяковки в Лаврушинском переулке до здания на Крымском валу, где и состоится закрытие VIVARTE-2025.
Где, когда, сколько: ГТГ в Лаврушинском переулке; ГТГ на Крымском Валу; 26 мая — 1 июня; 5 000 — 6 000 руб.
Кто играет: Российский национальный оркестр (дирижёр Александр Рудин), солистка Екатерина Сергеева.
Что играет: Г. Малер — Пять песен на стихи Ф. Рюккерта, Ф. Шуберт — Симфония № 9.
Почему идти: Пять песен для голоса с оркестром на стихи Ф. Рюккерта — одна из вершин философской лирики Малера. Чистый и светлый вокал сопровождают не менее выразительные инструментальные мелодии аккомпанемента; волшебной красоты музыка. Этот переливающийся множеством тончайших оттенков бриллиант будет вставлен в оправу Девятой симфонии Шуберта, чья чувственная мощь и эпический размах поражали современников. Сочетание в одной программе таких произведений потребует от РНО и маэстро Рудина ярких оркестровых красок, а от меццо-сопрано Екатерины Сергеевой — особой теплоты и душевности.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 22 мая; 600 — 2 500 руб.
Кто играет: Павел Нерсесьян.
Что играет: П. Чайковский — «Детский альбом», А. Скрябин — Соната № 10, С. Рахманинов — Шесть музыкальных моментов, А. Рубинштейн — Три пьесы, С. Танеев — Пьеса.
Почему идти: Чурающийся пиара, а потому не столь известный широкой публике пианист Павел Нерсесьян тем не менее горячо любим знатоками фортепианного исполнительства. «Клавиши надо ласкать, а не тыкать с отвращением», — говорил Александр Скрябин, и профессор Московской консерватории Нерсесьян как мало кто еще следует этому чудесному завету. Программа его концерта в Большом зале — еще один повод убедиться в этом. А 22 мая Павел Тигранович выступит в Малом зале вместе с деканом фортепианного факультета Андреем Александровичем Писаревым. Звездный дуэт погрузит слушателей в прекрасный мир черно-белых клавиш посредством двух сонат Брамса и Рахманинова, а также хореографической поэмы Равеля «Вальс».
Где, когда, сколько: Малый зал Консерватории; 22 мая; Большой зал Консерватории; 27 мая; 500 — 3 000 руб.
Кто играет: Сергей Жилин и «Фонограф-Симфо-Джаз».
Что играет: Программа «Русское. Избранное».
Почему идти: Один из самых успешных российских джазменов Сергей Жилин, получивший классическое образование, по-прежнему питает любовь к основам основ — высокой классике. Когда-то программа его коллектива «Чайковский in jazz» по-новому открыла главного русского композитора. Поводом для дальнейших размышлений о классике и современности стала программа «Рахманинов. Многогранность гения». Новый проект «Русское. Избранное» объединяет сочинения Петра Ильича и Сергея Васильевича с произведениями Н. А. Римского-Корсакова. Шедевры классики прозвучат в джазовой обработке, что не умалит их достоинств, но добавит актуальности.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 25 мая; 500 — 4 000 руб.
Кто играет: Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова (дирижер Филипп Чижевский), Хоровая капелла России им. А.А. Юрлова, Сергей Каспров, Анатолий Васильев.
Что играет: Э. Денисов — «Колокола в тумане», Г. Уствольская — Симфония № 3 («Иисусе Мессия, спаси нас!»), А. Пярт — Credo, С. Губайдулина — «Свет конца».
Почему идти: Московская филармонии и Фонд Николая Каретникова продолжают открывать широкой публике малоизвестные духовные сочинения композиторов-авангардистов. Тема третьего сезона «Назад к авангарду вперед» — перекличка между двумя волнами музыкального авангарда в конце ХХ — начале XXI веков и возвращение к академической традиции. В программу вошли «Колокола в тумане» Денисова — иллюстрация к теории расщепления звука, Третья симфония Уствольской — «музыка из черной дыры», Credo Пярта — баховская прелюдия, не покорившаяся хаосу, и «Свет конца» С. Губайдулиной — «метафора боли, которую переживает звук, проходя процедуру искажения природы». Концерт посвящен памяти недавно ушедшей из жизни Софии Ахатовны Губайдулиной.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 21 мая; 800 — 2 200 руб.
Кто играет: Варвара Мягкова.
Что играет: И. Стравинский — Фрагменты из балета «Жар-птица», А. Лядов- Симфоническая картина «Кикимора», Р. Щедрин — Музыка из балета «Конёк-Горбунок», Н. Метнер- Семь сказок из разных опусов, С. Рахманинов — Пять прелюдий.
Почему идти: «Если не бояться высоких слов, музыка — образ Божий на земле. Я вижу это так, а кто-то назвал бы её красотой», — говорит Варвара Мягкова. Долгое время ее имя было известно лишь узкому кругу знатоков, однако видеозаписи пианистки-философа, размещённые в социальных сетях, привлекли сотни тысяч новых поклонников. На концерте в «Зарядье» Мягкова исполнит переложения для фортепиано сочинений русских композиторов, передавая их повышенную эмоциональную температуру и не упуская ни одной краски из палитры своего рояля.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье» (Малый зал); 26 мая; 600 — 2 500 руб.
Кто играет: Государственная академическая симфоническая капелла России пд управлением Валерия Полянского.
Что играет: С. Прокофьев — Русская увертюра, Кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», Д. Шостакович — Симфония № 8.
Почему идти: В программу вечера вошли сочинения двух советских классиков, написанные в годы Великой Отечественной войны. И если насквозь пропитанная фольклором «Русская увертюра» напоминает расписную матрешку со скифским лицом, то в «Балладе о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьев увидел «образы сломанного детства, непреклонного мужества и близкой светлой победы». Однако безусловный апофеоз концерта — Восьмая симфония Шостаковича с ее чередой призрачных маршей, гулом духовых и апокалиптическим разломом в финале, однажды услышав который, уже невозможно забыть.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 26 мая; 800 — 2 000 руб.