По коридору танцевальной студии идут две девчонки. Болтают, смеются. Вдруг у одной звонит телефон. Она берет трубку и меняется в лице. Слушает. Отвечает тихо, но твердо: «Мам, я стараюсь, правда!»
На немой вопрос подруги говорит: «ОГЭ через неделю. Мама считает, что я мало готовлюсь и все завалю». Как говорят сегодня тинейджеры — минус вайб. То есть «все плохо».
— Стоп, снято!
Девчонки падают на диван: «Наконец-то, с 12-го дубля!»
Это Милана и Кира — исполнительницы главных ролей в социальном короткометражном фильме, который снимает Александра Р’ЮЖ, режиссер, продюсер и мама четырех детей.
О чем кино, уже, наверное, понятно. В двух словах: о конфликте «отцов» и «детей», в который щедро подливают масла предстоящие дочке экзамены. Девятиклассница Вика (Милана) стремится к танцам, но сталкивается с давлением при подготовке к ОГЭ и с завышенными ожиданиями родителей. «Мама, я стараюсь!» — название и лейтмотив всей картины.
Кажется, время для съемок фильма Александра выбрала специально.
Тот самый ОГЭ в разгаре: в понедельник девятиклассники сдавали биологию, химию, обществознание и информатику.
А во вторник — день ЕГЭ: базовую и профильную математику пишут выпускники 11 классов.
В цейтноте и дети, и родители. Хотя, пожалуй, родители больше.
Не случайно ведь накануне старта кампании ЕГЭ глава Рособрнадзора Анзор Музаев посоветовал: «Прежде всего, со стрессом должен справиться родитель. Давайте думать не о себе, а о детях, без эгоизма».
Сегодня, как правило, сами школьники уже смотрят на волнения родителей с удивлением. Но если ребенок сильно переживает, нужна безоговорочная поддержка и никакого давления.
— Мы придумали это фильм, чтобы осветить важную тему отношений родителей и подростков, особенно в сложный школьный период экзаменов, — рассказала Александра «Российской газете». — Снимаем в московской школе 1296 — здесь учатся мои дети.
ЕГЭ и ОГЭ в разгаре. В цейтноте и дети, и родители. И родители даже больше. Но если ребенок сильно переживает, нужна безоговорочная поддержка
Важно, что и директор, и учителя поддержали проект: они тоже хотят, чтобы тема стресса на экзаменах была освещена. И даже консультируют съемочную группу, чтобы все было реалистично.
У Александры интерес к теме возник не просто так: есть сын-восьмиклассник, и через год ему предстоит прожить все то, что проживают герои фильма — волнение, подготовку к экзамену, выбор пути. Правда, мальчику повезет больше, чем героине маминой картины.
Александра Р’ЮЖ здесь не просто режиссер: чтобы глубже понять, что происходит с детьми и родителями в стрессовый период экзаменов, она пошла изучать клиническую психологию.
В итоге фильм получится не просто поучительной историей. Это будет окошко в мир детских переживаний для родителей и, что так же важно, в мир родительских тревог — для детей.
— В нашем фильме герои не просто действуют — у каждого поступка есть причина, даже если зритель ее сразу не видит, — говорит Александра. — Сын недавно переживал из-за урока: не понял тему, не мог ответить учителю. Началась паника, скрутило живот. Сначала мы подумали, что он просто не хочет учиться, пытается «забить» на школу. Но оказалось — это психосоматика из-за страха неудачи. Такие случаи часты, а в предэкзаменационный период происходят еще чаще. Но взрослые далеко не всегда понимают, что происходит с ребенком. В кино постараемся наглядно показать, что происходит в голове ребенка, когда нарастает паника.
У Александры несколько высших образований, включая техническое. Это, по словам режиссера, помогло наладить рабочие процессы: считать бюджеты, делать закупки, выстраивать схемы и даже вести переговоры. «Но я всегда любила творчество — писала рассказы, придумывала сказки. В кино нашла идеальную возможность все свои навыки пустить в дело», — делится многодетная мама.
Дети кричат: «Я стараюсь!», а взрослые часто не слышат. Старайтесь замечать их усилия до того, как стресс станет паникой. А после экзаменов обязательно отметьте их завершение. Не результат, а сам факт, что все закончилось
Спрашиваю провокационно: а если сын решит не поступать в вуз, будете настаивать?
— Образование важно не только для знаний. Оно дает круг общения, учит системному мышлению. И если ребенок решит поступать не в университет, а в колледж, например в креативную сферу, — надо поддерживать, — считает режиссер. — И, кроме того, ошибочно считать, что в вузе учиться сложнее, чем в колледже. Например, киноиндустрия — это не только «бабочки и вдохновение», а тяжелый труд: свет, звук, психология персонажей. И этому учат на программах среднего профобразования.
В фильме, который снимает Александра, речь как раз о выборе пути. Вика занимается танцами, живет этим и думает идти дальше в этом направлении. Мама настаивает на поступлении и манипулирует — «не сдашь ОГЭ — лишишься танцев». Со стороны кажется, что киномама — тиран, давит на дочь перед экзаменами. Но в конце зритель поймет: так может проявляться сверхволнение за своего ребенка. Просто не все умеют «проживать» его правильно. А дети, конечно, не понимают, что так взрослые пытаются выразить поддержку. Как умеют.
— У меня четверо детей, и я хочу вырастить сильные личности, которые чего-то добьются в жизни. Моя работа в кино для них — мотивация, пример того, как можно реализоваться в этом мире, — говорит Александра. — Но сколько детей нужно родить, чтобы передать эти ценности как можно большему числу людей? Одной семьи мало. Кино — способ поделиться и тем, что мне передали мои родители, бабушки, дедушки — ценностями, принципами и своим отношением к жизни. Чтобы это дошло не только до моих детей, но и до их друзей, а через них — до других людей.
Как помочь себе и ребенку в период экзаменов?
Вот несколько советов, которыми поделилась Александра Рюж.
- Не читайте нотации. Поверьте, дети про себя все знают сами и ругают себя, если что-то не получается. Лучше просто быть рядом, не задавать лишних вопросов. Просто налить чай, посмотреть вместе фильм, послушать любимую музыку.
- Давать отдых. Если ребенок уснул — пусть поспит. Важен ресурс, а не зубрежка до изнеможения.
- Пробуйте технику «4-7-8». Вдох на 4 секунды, задержка дыхания на 7 счетов, выдох — на 8. Помогает успокоиться (и взрослым тоже!).
- Дети кричат: «Я стараюсь!», а взрослые часто не слышат. Старайтесь замечать их усилия до того, как стресс станет паникой. Помните: паника и стресс случаются не вдруг, они нарастают постепенно. Замечайте, как реагирует ребенок телесно — может болеть голова, живот.
- Поддерживайте в любом случае. «Я люблю тебя, даже если результат — не очень. Ты сделал все, что мог. Давай подумаем месте, что дальше».
- Обязательно отметьте завершение экзаменов. Не результат, а сам факт, что все закончилось.
Пересдача ЕГЭ
В этом году уже во второй раз участники ЕГЭ смогут пересдать один из предметов по выбору. Ранее такой возможности не было, пересдачи предусматривались только в случае провала обязательных русского и математики или по уважительным причинам.
С 2024 года по поручению президента России Владимира Путина появилась возможность пересдачи любого одного предмета по выбору.
В этом году под пересдачи выделены два дня — 3 и 4 июля.
Как попасть на пересдачу?
— Не позднее 2 рабочих дней до дня экзамена в дополнительный день нужно подать заявление на пересдачу, — рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев. — В этом году заявление необходимо подать с 25 июня по 1 июля. Результаты будут направлены в регионы не позднее 15 июля, так чтобы абитуриенты успели подать документы в вузы.
Заявление подается лично в отделение Государственной экзаменационной комиссии по месту жительства сразу после получения результатов экзамена.
Важно помнить: после пересдачи учитывается только последний результат, даже если он ниже предыдущего.
Кстати
Во вторник, 27 мая, пройдет ЕГЭ по математике базового и профильного уровней. В этот день на участие в экзаменах зарегистрированы свыше 641 тысячи человек. Математика — обязательный предмет для получения аттестата о среднем общем образовании. Но те, кому она нужна для поступления в вуз, сдают ЕГЭ профильного уровня, а для остальных выпускников проводится экзамен по базовой математике. «Базу» в этом году будут сдавать более 332 тысяч человек. Профильную математику выбрали около 309 тысяч человек.
641 тысяча человек сдают Единый госэкзамен по математике базового и профильного уровней
Продолжительность ЕГЭ по базовой математике — 3 часа (180 минут). За это время нужно выполнить в идеале 21 задание. Профильная математика длится 3 часа 55 минут (235 минут). Экзаменационная работа состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий.
Минимальный балл по «профилю» — 27. Базовая математика оценивается по пятибалльной системе. Чтобы получить аттестат, нужно набрать не менее трех баллов.
Те, кто не справится с экзаменами или не сможет завершить их по состоянию здоровья, а также те, кто не придет по уважительной причине, смогут пересдать математику — и базовую, и профильную — 20 и 23 июня.