Содержание:
Для кино Год Дракона соответствовал своему имени: творцы в массовом порядке занялись вечнозелеными сказками, где чудеса и леший бродит, сняв уже больше Баб-Яг, Водяных и Домовых, чем все наше кино за свою историю. Так что Новый год встречаем спецэффектным «Волшебником Изумрудного города» и былинным «Соловьем против Муромца».
Мастера ушли в сериалы, заменившие народу чтение объемистых романов Достоевского. Борис Хлебников после прошлогоднего успешного «Снегиря» сосредоточился на продюсерстве, в содружестве с якутскими режиссерами Максимом Арбураевым и Владимиром Мункуевым выпустив сильную социальную драму «Кончится лето» с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым в ролях братьев, которых жизнь жестоко экзаменует на прочность моральных установок. Картина должна выйти в феврале, тогда и поговорим о ней подробнее.
Снял проникновенную драму о своем военном детстве Владимир Грамматиков, где роль матери большого кочующего по стране семейства поразительно сыграла Александра Урсуляк.
Выпустил своих «Мятежников» Владимир Алеников — одну из немногих проблемных картин года, продолжающую традиции гайдаровской прозы. Буржуины хотят снести любимый детский дом, подростки встают на его защиту и просто так не сдадутся. В фильме прекрасна Ольга Волкова в роли директрисы, отдавшей детям всю жизнь, но его почти не показывали (1,5 тысячи зрителей, по данным «Кинопоиска»), и публика о нем не узнала.
Другой актуальной проблеме отдана «Лгунья» Юлии Трофимовой: закомплексованная девица, которой нахамил известный певец, обвиняет его в насилии; того мгновенно объявляют педофилом, вчерашнего кумира возненавидели массы. И сломали бы человеку жизнь, если бы в девице не проснулась совесть. По теме и накаленности проблемы фильм повторяет знаменитую «Охоту» Томаса Винтерберга, и при всех сбоях сценария и его воплощения затрагивает материи столь взрывоопасные, что вернуться к их осмыслению в кино самая пора.
К полузабытой эстетике декоративного советского кино вернула нас «Любовь Советского Союза». Здесь есть все составляющие зрительского успеха: много красивых лиц, обильная пища для ностальгирующих, мелодраматичность сюжета, очень вольно повторяющего судьбу легендарной пары Валентина Серова — Константин Симонов. Наконец, фигура Сталина, с одной стороны, заставляющего всех замирать в ожидании непредсказуемого приговора, с другой — во все вникающего мудрого хозяина: даже знаменитое «Жди меня» Симонов написал, как явствует из фильма, по идее вождя. К счастью, Ангелина Стречина не пытается имитировать Серову в ее прославленных ролях, зато Роман Васильев мог бы заменить Сергея Столярова в образе идеального советского героя. «Золотой орел» удостоил картину 13-ю номинациями и, думаю, она займет место в числе триумфаторов года.
Из принципиально важных дебютов выделю «Ненормального» Ильи Маланина — историю о самопреодолении, рассказ о полупарализованном парнишке с миопатией, который бросает судьбе вызов и становится многообещающим пианистом,участвует в международном конкурсе в Шанхае. В режиссере-дебютанте есть редкое свойство — чувствовать музыку и снимать кино по ее законам, принципиально отличающим ее от драмы что в театре, что в кино. Были дебюты, отмеченные редкой в наш циничный век способностью авторов сочувствовать человеку не по долгу службы, и искренне, ненаигранно, неформально. Таковы трагикомедия Александры Лупашко «Танцуй, Селедка!» и драма Вениамина Илясова «Эра».
Прорывом к новым техническим возможностям кино и, главное, к умению их творчески использовать стало фэнтези Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» — довольно сложная по структуре история с перекличкой времен, снятая с массой звезд и очень лихо смонтированная, успешно прошедшая в прокате. В основе повесть Кира Булычева. Его фантастика по интересу к ней кинематографистов уже перекрыла рекорды братьев Стругацких — только в 2024-м вышло продолжение проекта «Хронос» «Мама», и есть целая кинокомпания его имени. Заметного зрительского интереса проект, однако, не вызвал.
Оглушительное число снятых в 2024 году фильмов не сопровождается столь же внушительным ростом их художественного качества — продолжается распад и даже исчезновение целых кинопрофессий, в мейнстриме очень чувствуется любительский уровень и надежды заработать «малой кровью». По-прежнему ощутим дефицит в новом кино яркого авторского, личностного начала. И резко упало техническое качество кинопродукции: никакой ОТК не пропустил бы на экраны фильмы с невнятно бормочущими актерами и неряшливым звуковым балансом. Но ОТК давно отменены вместе с уважением кинотворцов к своим зрителям.
Скорую помощь растерявшемуся кино оказал театр: в кинотеатры вернулся полузабытый жанр фильма-спектакля. Зрители смотрят шедевры «Геликон-оперы» и МАМТа, Театра имени Сац и Большого, слушают Мусоргского, Чайковского, Верди, Пуччини… — проект «Театр в кино» заложил в нашем прокате новую традицию.
Я не сказал о главном событии года — фильме «Мастер и Маргарита»: о нем уже столько писали, что нет нужды повторяться. Напомню только, что это не экранизация Булгакова — это кино о Булгакове, его судьбе и его романе, пропущенных через ум и сердце авторов картины сценариста Романа Кантора и режиссера Михаила Локшина. Как любое крупное явление искусства, фильм вызвал в критике ожесточенные споры, зрители ринулись его смотреть и вывели картину в рекордсмены проката.
А пока будем ждать итогов предстоящего «Золотого глобуса»: актер Юра Борисов номинирован за лучшую роль второго плана в фильме «Анора», и у него хорошие шансы.
Кстати
Мой рейтинг российских фильмов этого года:
Лучшие фильмы:
Мастер и Маргарита
Смотри на меня
Кончится лето
Мятежники
Ненормальный
Лучшие режиссерские работы:
Михаил Локшин («Мастер и Маргарита»)
Максим Арбураев и Владимир Мункуев («Кончится лето»)
Владимир Грамматиков («Смотри на меня»)
Илья Маланин («Ненормальный»)
Александр Андрющенко («Сто лет тому вперед»)
Лучшие актерские работы:
Александра Урсуляк («Смотри на меня»)
Аугуст Диль («Мастер и Маргарита»)
Евгений Цыганов («Мастер и Маргарита»)
Юра Борисов («Кончится лето»)
Макар Хлебников («Кончится лето»)