Новая Третьяковка открыла выставку «Русские художники в Центральной Азии»

5

Выставка «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии. 1920-1940-е годы» (куратор Игорь Смекалов) в Новой Третьяковке открывается полотном «Мираж в степи» Павла Кузнецова, а завершается снимками строителей Турксиба, сделанными Максом Пенсоном.

В фокусе внимания творчество художников, которые отправлялись из Сибири, Оренбурга, Москвы и Петербурга в Среднюю Азию — на агитпоезде «Красный Восток», с мандатом Наркомпроса, с путевкой АХРа или Союза художников СССР, с научной экспедицией или в эвакуацию во время войны.

Кто-то из них, как Беатриса Сандомирская или Александр Николаев, собирались организовывать Свободные художественные мастерские, ориентируясь в том числе и на опыт Малевича в Витебске, и на свой опыт в Оренбурге. Кто-то, как Кузьма Петров-Водкин и Александр Самохвалов, напротив, рисовали старинные мечети Шахи-Зинда в Самарканде… Кто-то, как Рувим Мазель, у которого за плечами была учеба в Витебске, Петербурге, Мюнхене, в далеком Полторацке (теперь Ашхабад), открывает художественную школу при политотделе 1-й армии и организует «Ударную школу искусств Востока». Кто-то, как легендарный Александр Волков, живет в Средней Азии давно и пишет мистическую «Гранатовую чайхану», овеянную суфийской поэзией.

Восток влиял на художников гораздо больше, чем художники могли повлиять на него

Парадокс в том, что кем бы ни ощущали себя эти мастера: миссионерами футуризма, исследователями древностей, носителями идеологии будущего, авантюристами-путешественниками, солидными командированными или несчастными беженцами — практически все они испытывали потрясение, открывая незнакомый европейцам Восток. Как признается позже художница Серафима Рянгина, «жизнь Средней Азии, не похожая на нашу климатом, памятниками и производством, произвела на меня сказочное впечатление».

Нет, разумеется, ни Серафима Рянгина, ни Степан Карпов, создававший полотно «Кузнецы. Самарканд» по всем правилам академической школы, не писали сказочных сюжетов. Но опыт пленэра под южным солнцем сказался и на них. К слову, работы Карпова, в начале 1930-х известного настолько, что его некролог (а он умер в 38 лет) напечатала «Правда», были забыты почти на столетие. И на нынешней выставке — едва ли не первое за век возвращение работ этого неоакадемиста к зрителям.

Читать также:
В Москве вручили Национальную премию "Культурный империум. Книги и проекты"

Речь о том, что, похоже, Восток, его природа, искусство, люди, атмосфера влияли на художников гораздо больше, чем художники могли повлиять на них. Самое разительное преображение переживает футурист Александр Николаев, который примет ислам, станет известен как Усто Мумин и будет писать картины, в которых опыт персидской миниатюры соединит со школой Петрова-Водкина.

Восток превращал многих мастеров в своих «агентов влияния». Как написал Рувим Мазель, объясняя цели своей «Ударной школы искусств»: «Я только хочу построить тот мост, через который влилась бы свежая струя в Европу, ибо «свет — с Востока», а ближайшая и наиболее близкая современности часть Востока для нас — Туркестан».

Нетрудно заметить, что этот тезис гораздо ближе идеям Германа Гессе, чем советскому модернистскому проекту, воплощением которого в Средней Азии стало строительство Туркестано-Сибирской магистрали, или кратко — Турксиба. Магистраль, которая строилась с 1927 по 1931 год и связала Центральную Азию и Сибирь, стала спасительной «линией жизни» во время эвакуации людей, музеев, заводов во время войны из центральной России. Но это будет позже.

А в самом начале 1930-х слово «Турксиб» было таким же модным, как сегодня «искусственный интеллект». Все было о нем — поэмы и детские книжки, плакаты и картины Семена Чуйкова и Евгении Малеиной, ситец, где поезда вписывались в восточный орнамент, симфония Максимилиана Штейнберга «Турксиб» и одноименный фильм 1929 года «Стальной путь», режиссером которого был Виктор Турин, а среди сценаристов был Виктор Шкловский. Фильм этот можно увидеть на выставке полностью.

Встреча этих противоположных трендов — мистического погружения в космос Востока и индустриального и идеологического преобразования векового традиционного уклада — оказывается в центре внимания проекта «Путь на Восток».

Каждому из этих сюжетов по отдельности были посвящены выставки. И если второй был магистральным сюжетом в советское время, то первый был представлен в тонком изящном проекте «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве» в музее современного искусства «Гараж» в 2020 году.