После голодовки, устроенной нам Голливудом, любой крутой триллер покажется трюфелем. Тем более — «Клинер», который горячие головы сравнивают с «Крепким орешком».
Фильм снят Мартином Кэмпбеллом — мастером первого ряда с репутацией, наработанной такими опусами «бондиады» как «Золотой глаз» и «Казино Рояль». А в главной роли Дэйзи Ридли — британская красавица с «тайной в ее глазах» и со стальными мускулами супервумен, познавшей уже и «Звездные войны».
С классическим «Крепким орешком» новый фильм роднит небоскреб. В «Орешке» террористы захватили новейший по тем временам 150-метровый Fox Plaza в Лос-Анджелесе, заложников вызволял Брюс Уиллис. В «Клинере» террористы захватывают лондонский 235-метровый One Canada Square, и спасать его от разрушения, а заложников от страшной смерти будет клинер Джои — в просторечии мойщица окон, привыкшая делиться новостями, повиснув над бездной.
Высота небоскребов в фильмах растет, но уровень самих фильмов неуклонно снижается: новинку относят уже к разряду B, то есть как бы второму сорту. Хотя в отличие от безыдейных террористов в «Орешке» захватчики небоскреба в «Клинере» одержимы вполне актуальной идеей, неустанно пропагандируемой самой активной из активисток Гретой Тунберг: прогресс губит нашу планету, прогресс нужно обуздать.
Итак, на 50-м этаже небоскреба идет шикарная гала-вечеринка некоей энергетической компании, посвященная ее новым проектам, инвестициям и достижениям. Ее гостей и захватывает группировка «зеленых» под названием «Революция земли» и предводительством вполне умеренного в требованиях Маркуса (Клайв Оуэн), который против любого насилия. Но все пошло не по плану, когда насмерть перепуганных бизнесменов и самого Маркуса атакует его ближайший помощник, самый отвязный из головорезов и, похоже, слегка свихнувшийся антигуманист Ноа (Таз Скайлар). Его намерения: под жестким прессингом заставить бизнесменов под камеру признаться в коррупции, дать полученные видео в эфир и так устроить общенациональный шум — вывести преступников на чистую воду. Ну, а в противном случае — все заминировано, и небоскреб с его обитателями сложится, как карточный домик.
Но на счастье как раз в эти минуты стеклянные стены здания отскребала от птичьего помета Джои. А мы помним запев фильма, где она девочкой спасалась от родительских скандалов, свесив из окна ноги — не боялась высоты. Она и теперь весело щебечет с напарником в своей зависшей над пропастью хлипкой люльке. И вот она, такая бесстрашная, теперь вытащит заложников из безвыходной ситуации.
Дело осложнено тем, что на ее плечи весьма некстати свалилась забота о взрослом братце Майкле (Мэттью Так), который неуправляем, потому что аутист. И он ее ждет где-то в недрах захваченного небоскреба.
После всей этой необходимой рекогносцировки и начнется то, ради чего люди смотрят такое кино, — экшен. То есть наворот хитроумно придуманных событий в увлекательном противоборстве психопатов с маньяками. С этим в фильме все было бы в порядке, потому что актеры сильные, режиссер в таких делах опытный, съемки головокружительны — оператор высоты не боится. Но зрители в некоторой растерянности: вроде бы террористы, но ведь «зеленые», и цели у них, по сути, благие — что за позиция у режиссера, на что он руку поднимал!
С одной стороны, это кино нас как бы предупреждает: вот до чего докатились последователи Греты Тунберг — уже возник устрашающий термин «экотеррорист»! Да и бизнесмены-прогрессисты не вызывают симпатий — чересчур похожи на откормленных, очень наглых свиней. С другой стороны — беззащитная женщина висит над бездной, а еще ей предстоит нешуточный кулачный бой с товаркой по прекрасному гендеру — зрелище не для нервных, как тут не волноваться за исход!
Не вносит ясности сценарий, написанный тремя перьями: перья плохо договорились друг с другом, и тексты, вложенные в уста актеров, много хуже ситуаций, в которых они действуют. Да и грозящие всем экологические беды слишком взрывоопасны для бездумно развлекательного кино — они требуют осмысления, чему ни гонки по небоскребу, ни авторы сценария не способствуют.
Не слишком убедительно придумано и участие во всем этом мудрой проницательной Хьюм (Рут Джеммелл), функции которой без объяснения непонятны. Она прибыла с полицейским отрядом и руководит им, и все в фильме зависит от ее смекалки и решений — она координирует действия отважной Джои. Но по каким приметам она догадалась, что только что расстрелявшая улицу Джои — на стороне добра, и каким сердцем почувствовала родство душ, остается загадкой.
К обилию счастливых случайностей в этом фильме отнесем главную: братец Майкл не просто аутист, но, как оказалось в нужную минуту, и компьютерный гений. И в принципе он здесь самый человечный человек: даром что постоянно хнычет, а удар нанесет последний и решающий.