В Казани состоялась церемония вручения национальной театральной премии «Золотая Маска». Режиссер, председатель жюри драматических и кукольных спектаклей конкурса Александр Коручеков поделился с «Российской газетой» своими эмоциями от премии и рассказал, какие спектакли «зацепили» лично его.
Александр Анатольевич, как ваши впечатления от уровня спектаклей-номинантов обновленной «Золотой Маски»?
Александр Коручеков: Впечатления сильные, быть в жюри — довольно непростая и ответственная задача. Уровень спектаклей очень разный, были постановки высокого класса, были и те, к которым возникали вопросы. Но мы тут во многом зависим от выбора экспертного совета, у которого тоже, наверняка, есть свои сложности. Во всяком случае, все, что было предложено, мы честно отсмотрели, и что радует — где бы мы ни были, в Москве или регионах, зал всегда был полон, а зрители очень внимательно и неравнодушно принимали каждый спектакль. Зрителю сегодня театр нужен, он ходит, смотрит, он настроен на то, чтобы получить какие-то важные сообщения со сцены — и, пожалуй, это мое главное впечатление.
Какие спектакли «зацепили» лично вас? Случились какие-то открытия — имен, о которых вы раньше не слышали?
Александр Коручеков: Прежде всего, я бы выделил театры кукол — я очень люблю этот вид театра, и всегда знал, что Большой театр кукол из Санкт-Петербурга — прекрасный коллектив, а теперь убедился в этом еще раз. Потому что спектакль «Журавль и цапля» — это замечательная работа, которую я советую увидеть всем, от малых до самых возрастных зрителей. Он очень неожиданный, веселый и грустный одновременно. Еще порадовал театр «Петрушкина слобода» из Мытищ со спектаклем о Пушкине — «Черная речка. Кукольная дуэль».
В драме открытием для меня стал режиссер Владимир Кузнецов и две его постановки: «Отцы и дети» в театре «Бенефис» в Ельце и «Черные доски» во Владимирском драмтеатре. Я очень рад этому знакомству и тому, что «Золотая Маска» досталась именно Владимиру. А еще каждому, безусловно, советую посмотреть режиссерскую работу Полины Агуреевой «Собряне» и «Халхин Гол. Тангариг» Олега Юмова из Бурятского драмтеатра.
Вы побывали с «Золотой Маской» во многих регионах — какие театры запомнились?
Александр Коручеков: Очень сильное и приятное впечатление произвел театр «Бенефис» в Ельце. Он прекрасно выглядит и содержится, и вся труппа в каком-то замечательном творческом состоянии. В прекрасной форме и Казанский театр русской драмы им. Качалова. Их я бы отметил особо.
«Золотая Маска» обновляется — спешно, на ваш взгляд?
Александр Коручеков: Это процесс очень масштабный и, безусловно, он не может быть гладким. Новые правила вступят в силу в следующем сезоне, посмотрим, как это будет работать. Я могу только пожелать, чтобы это было успешно и полезно для творческого процесса. Главное, что должно сохраниться в премии, — внимание к художественной ценности спектаклей вне зависимости от вкусовых и иных пристрастий экспертного совета и членов жюри. И чтобы во главе угла была неангажированность, честность в творческих критериях. Этого бы хотелось пожелать — и надеюсь, что так и будет.