В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева

84

Венедикт Ерофеев — явление прежде всего литературное, на театральную почву с трудом переносимое. По книге «Москва — Петушки» Валентин Рыжий ставил спектакль в буфете Театра на Таганке. Почти десять лет назад на сцену Студии театрального искусства знаменитую поэму перенес Сергей Женовач. Теперь его ученик Уланбек Баялиев поставил единственную завершенную Ерофеевым пьесу в МХТ.

"Москва — Петушки" — философская сатира на время, пороки и мечты о мировой справедливости. Произведение смешное, цельное, разобранное на цитаты. А "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" — гротескная трагедия, написанная в 1985 году после того, как автор побывал в очередной раз в Кащенко. Произведение беспощадное и почти не смешное. Как второй том "Мертвых душ", где всем персонажам выносится приговор. Недаром Венедикт Ерофеев своим любимым автором считал Гоголя: "Если бы не было Николая Васильевича — и меня бы как писателя не было".

На сцене пространство, придуманное Евгенией Шутиной, — подобие то ли зала суда, то ли академической аудитории, то ли тюремной камеры, а на самом деле палата психбольницы. Справа вверху видна розетка витража храма: Ерофеев был католиком. В больничной палате — здесь, конечно, автор отсылает и к чеховской палате N 6, и к "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Кизи — герои предстанут перед зрителями как есть.

Лев Гуревич (Дмитрий Назаров) попадает в психушку по абсурдному обвинению — стоял в очереди за "беленькой", зимой дело было, а пар у него изо рта не шел, как у всех добропорядочных людей, вот и забрали куда следует. Гуревич — начитанный философ, цитирующий Декарта, крепко пьющий ("чтобы привести голову в ясность") пацифист, который водит дружбу с правнуком Льва Николаевича Толстого и измеряет расстояние в босфорах. "Когда я по утрам выхожу из дому и иду за бормотухой, то путь мой до магазина занимает ровно шестьсот семьдесят моих шагов, а по Брокгаузу это точная ширина Босфора", — говорит он в приемном отделении врачу-душегубу. А тот ему: "Вам повезло, больной, вашим соседом по палате будет человек: он измеряет время тумбочками и табуретками". Психушка советского времени — учреждение не лечебное, а губящее. Здесь не то что нельзя жаловаться, здесь даже плакать запрещается. Врачей-садистов, размахивающих дубинками и шприцами, в спектакле сыграли Алексей Агапов (доктор Игорь Львович), Владимир Любимцев (Мордоворот), Ульяна Глушкова (Тамарочка), Янина Колесниченко (Натали). Жгучая брюнетка, роковая Натали и Гуревич на верхнем ярусе декораций — будто на балконе Джульетты в Вероне — разыграют дуэт влюбленных в лучших традициях Шекспира. Он будет читать ей сонеты, а она — петь арии. То ли от чистого сердца, то ли ради дела. Из кабинета Натали Гуревич тайно вынесет бутыль смертоносного зелья, которое только на вид похоже на чистый спирт.

Читать также:
Что подготовили музеи к 8 марта

Обитатели палаты тоже весьма неприятные люди, но режиссер оставляет им надежду на прощение — пытается отыскать в них намек на прошлую, нормальную жизнь. Ведь, кто знает, может, в психушке они укрылись от мира, который за стенами больницы требует строгой безликости от всех. Эстонец (за это и угодил в психушку) Колька (Владимир Кузнецов), ангелоподобный мистик Хохуля (Артем Панчик), гроссмейстер Витя (Ростислав Лаврентьев), в буквальном смысле поедающий все, что под руку попадется, контр-адмирал Михалыч (Валерий Трошин) — забитые "маленькие" люди, изъеденные душевной чернотой. Остатки личности в себе сохранил лишь староста Прохоров, воплощенный на сцене Игорем Верником. Да и тот перед начальством лебезит, а верховодит исключительно в палате — унижает, зачитывает надуманные приговоры.

Гуревич, подобно страннику Луке из горьковского "На дне", попытается пробудить в обитателях палаты номер три хоть что-то человеческое. На исповедь у постояльцев психушки — всего одна ночь — Вальпургиева, с 30 апреля на 1 мая, когда по миру разгуливает нечисть. Кстати, накануне Дня солидарности трудящихся. Совпадение? Вряд ли. В пьесе немало сатиры на советскую явь. Правда, сегодня не все пассажи вызывают смех в зале, несмотря на то, что режиссер щедро приправляет текст намеками на современные реалии.

И вот прокричит петух (в пьесе попугай), странник, он же Гуревич, превратится в Командора, а над сценой нависнет то ли ракета, то ли люстра из пустых водочных бутылок (декорация, задуманная Давидом Боровским для спектакля Театра на Таганке). Выпитое зелье обратной силы не имеет. И если Баялиев жалеет своих героев, то Ерофеев безжалостен: под звуки второй симфонии Сибелиуса последняя ремарка гласит: "Никаких аплодисментов".