Форпост русского искусства: Директор Третьяковской галереи — о значении филиалов в регионах, новых проектах и ключевом критерии успеха

15

Содержание:

Открытие филиала Третьяковской галереи в Калининграде в июне — среди главных событий 2025 года. И долгожданных. На выставку «Пять веков русского искусства», ставшую первым большим проектом музея на берегах Балтики, очередь выстроилась в первый же день. О том, как Третьяковская галерея планирует развивать свои филиалы на Балтийском море, Волге и Дальнем Востоке, что ждет Новую Третьяковку в Москве и куда отправится выставка Ильи Репина, рассказывает директор Третьяковской галереи Елена Владимировна Проничева.

Третьяковская галерея в Калининграде — самый западный форпост русского искусства в Европе. Филиал ориентирован на жителей региона или на туристов?

Елена Проничева: Географически — да, сейчас мы самый западный «форпост» русского искусства. В границах нашей страны, где Восток и Запад отделены друг от друга десятками тысяч километров, очень важно обеспечить доступность сокровищ русского и национального искусства. Этим и обусловлен выбор нашей первой выставки для Калининграда — «Пять веков русского искусства». Мы привезли сюда почти 300 произведений из коллекции музея — от древнерусского искусства, до «Черного квадрата» Казимира Малевича, работы Саврасова, Шишкина, Репина, Айвазовского, Левитана, и многих других.

Для нас важно, чтобы филиал стал точкой доступа к богатейшему наследию и традициям Третьяковской галереи

Филиалы дают возможность сделать нашу коллекцию доступной для максимального количества людей, и Третьяковская галерея в Калининграде — в первую очередь для жителей города и области. Не просто музей, а творческое, общественное пространство для всех возрастов и интересов.

Уникальная архитектура здания и планировка общественных пространств позволяют проводить здесь различные параллельные программы из лекций, абонементов, мастер-классов; разрабатывать специальные туристические продукты; создавать маршруты для семейного посещения; проводить экскурсии, рассчитанные на детей разных возрастов; реализовывать цифровые проекты, особенно актуальные у молодежи.

Для туристов Третьяковская галерея в Калининграде тоже будет точкой притяжения — она расположена в десяти минутах пешком от Острова Канта и Рыбной деревни, многие туристы, приезжающие в Калининград, никогда не были в Москве, и для них это будет возможность сходить в Третьяковскую галерею, не приезжая в Москву. Кстати, первым посетителем 12 июня стала жительница Красноярска, которая приехала в отпуск в Калининград.

Что ждет филиал в грядущем году?

Елена Проничева: Сейчас мы работаем над следующим выставочным проектом для нашего пространства в Калининграде. Он будет посвящен искусству XX и XXI века, от авангарда до новейших течений, этот проект только обретает свои очертания.

Обсуждается идея открыть здесь зал русской классики, собрав в нем самые значимые произведения искусства, от древнерусского до середины XX века. Экспозиция не будет статичной, она будет обновляться, чтобы поддерживать интерес к музею у жителей города и области, конфигурация выставочных залов позволяет проводить параллельно несколько проектов.

Крепкий орешек

Как будет развиваться балтийский филиал?

Елена Проничева: Для нас стратегически важно, чтобы филиал стал не просто домашним музеем для жителей региона, а точкой доступа к богатейшему наследию и традициям Третьяковской галереи. Важно показать в его стенах многообразие нашей коллекции через современные выставочные проекты, которыми славится Галерея, стать обязательным объектом для посещения приезжающими туристами.

Наши команды в Самаре, Калининграде и Владивостоке остаются структурными подразделениями Государственной Третьяковской галереи и ее продолжением во всех смыслах. Поэтому работа в любом филиале — это возможность работать с лучшими специалистами отрасли и перенимать их опыт.

Но здесь мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой — дефицит профессиональных кадров. Сейчас команда филиала насчитывает около 200 сотрудников, 180 из которых — жители города и области. Еще задолго до открытия Филиала мы начали сотрудничать с Балтийским университетом имени Иммануила Канта по подготовке кадров и специалистов музейных профессий в рамках совместной магистерской программы. Многие из выпускников сейчас работают в Филиале, многие — в институциях города и области, но проблема кадров остается актуальной для всех регионов.

Для профессионалов открытие филиала Третьяковской галереи в Калининграде положило начало новому этапу развития музеев и музейного дела в нашей стране. Для всего коллектива нашего музея это очень большая ответственность. Мы стали первым филиалом федерального музея в Калининградской области и первым музейным филиалом, открывшимся в рамках Федерального проекта по созданию культурно-образовательных кластеров в регионах России.

Как бы вы определили проблемные точки и преимущества каждого филиала?

Елена Проничева: Я думаю, нужно говорить не о проблемах и преимуществах филиалов, а о проблемах и преимуществах большого федерального музея, имеющего филиалы.

В первую очередь это, конечно, обеспечение выставочной деятельности в регионах, особенно в таких удаленных, как Калининград и Владивосток. Перевозка произведений в таком количестве и на такие расстояния, с соблюдением всех норм и сроков, упаковка и распаковка, обеспечение безопасности, страхование — это огромная работа и основная затратная часть в бюджете любой масштабной выставки.

Я могу сказать, что подготовка, разработка маршрута и способа перевозки выставки в Калининград заняла у команды музея более полутора лет. Мы будем очень рады сотрудничеству с государственными логистическими компаниями и партнерами, которые помогут нам решать эти непростые задачи.

Мы заканчиваем работу над глобальной стратегией развития всей Галереи до 2035 года

Второй очень важный момент — состав выставок. У жителей каждого региона есть ожидания и пожелания, что бы они хотели увидеть на выставке. Они всегда учитываются, и это уже задача команды Галереи собрать интересную, яркую выставку, опираясь на свои фонды.

Судя по описанию на сайте, в филиале во Владивостоке — отличная выставка «Дальний восток. Время авангарда» в интерактивном формате. Есть ли шансы, что Владивосток увидит эту или аналогичную выставку не в цифровом формате, а оффлайн?

Елена Проничева: Создавая такие интерактивные проекты, мы изучаем интерес к теме у жителей региона и дальше прорабатываем его на будущее, уже в выставочном формате.

Во Владивостоке уже третий год работает наше общественное пространство, где мы проводим мультимедийные выставки, работаем с просветительскими и общественными проектами, изучаем интересы и предпочтения города и края, чтобы оправдать ожидания будущих посетителей нашего филиала, формируем план будущей выставочной деятельности.

Некоторые проекты, созданные для региона, в дальнейшем реализуются в Москве, например выставка «Архетипы авангарда», которая с большим успехом прошла во Владивостоке, в этом году будет показана в новом корпусе на Кадашевской набережной,

Вы однажды упомянули, что разрабатывается стратегия развития филиала ГТГ в Самаре на пять лет…

Елена Проничева: Не только филиалов. Сейчас, вместе с Попечительским советом Государственной Третьяковской галереи, мы заканчиваем работу над глобальной стратегией развития всей Галереи до 2035 года. В части стратегии, относящейся к развитию филиалов, очень много внимания уделяется преемственности, сохранению экспертизы и традиций музея при расширении структуры галереи и увеличении команды.

Мы изучаем опыт не только российских музеев, коллеги изучили опыт ведущих мировых музеев, были проведены действительно масштабные социологические опросы различных целевых аудиторий из разных городов России.

Проведена огромная работа по изучению опыта других индустрий, в первую очередь больших экосистем, включающих в себя различные направления бизнеса, разные модели управления.

Проведен анализ работы Галереи за последние десять лет. Это будет очень объемный документ, дорожная карта, определяющая направление развития Галереи и ее филиалов как единой структуры.

Читать также:
Обладателю премии Grammy Майклу Болтону удалили опухоль головного мозга

На концерт — в Кадаши!

Год назад открылось для посетителей новое здание Третьяковской галереи в Кадашах. Что стало главным итогом работы здесь за год?

Елена Проничева: Главный итог — завершено формирование музейного комплекса Третьяковской галереи в Москве и музейного квартала Лаврушинского переулка. Корпус сдан, работает и уже принял более полумиллиона посетителей.

Реставраторы обживают новые современные мастерские, особенно уникальную студию для работы с крупноформатной живописью, и скоро мы будем готовы показать эти пространства журналистам.

Мы начали подготовку к переезду части хранения в новые помещения, отдел графики уже начал перевозить свою коллекцию в новое здание.

Буквально на днях у нас открылись две замечательные выставки двух великих художников Ильи Машкова и Александра Дейнеки. Выставочный план Галереи сверстан до 2030 года.

Здание живет, Третьяковская галерея получила новое суперсовременное музейное пространство, а жители Москвы и гости столицы — новый центр культурной жизни и возможность увидеть новые интересные выставки, отвечающие всем современным требованиям.

Тут появится постоянная экспозиция, как в Лаврушинском или на Крымском валу?

Елена Проничева: Нет. Мы будем использовать его для временных выставочных проектов. Еще в корпусе есть прекрасный многофункциональный зал с современной сценой, и в этом году мы начнем осваивать новое направление деятельности — концертные форматы, синтез изобразительного искусства и музыки. Первые концерты пройдут уже этим летом.

Новая Третьяковка на пороге перемен

В планах же реконструкция Новой Третьяковки? Когда она начнется?

Елена Проничева: В Третьяковской галерее на Крымском валу располагается, помимо выставочных пространств, огромный депозитарий, в том числе и хранение скульптуры. Сроки начала реконструкции будут во многом зависеть от того, когда у Галереи появится возможность перевезти произведения в другое место.

Сейчас правительство Москвы создает на территории Новой Москвы уникальный депозитарно-выставочный комплекс с современными выставочными пространствами, зонами открытого музейного хранения, хранилищем, реставрационными мастерскими и общественными пространствами. Предполагается, что общая площадь объекта составит более 70 тысяч кв.м., и сейчас мы прорабатываем с правительством Москвы возможность размещения там наших фондов. Я бы хотела сказать огромное спасибо Сергею Семеновичу Собянину за понимание и возможность проработки этого вопроса с коллегами из Правительства Москвы.

В прошлом году Третьяковскую галерею посетили около 2,5 миллиона человек, за шесть месяцев этого года пришли почти 1,7 миллиона человек

Предварительно с середины 2026 года мы перестанем делать большие выставочные проекты на Крымском Валу, а постоянная экспозиция искусства XX-XXI века пока продолжит свою работу до определения сроков начала ремонта здания.

Специалистам потребуется какое-то время на изыскания и изучение текущего состоянии перед началом работ. Общая площадь выставочных залов на Крымском Валу более 12 тысяч квадратных метров, в год их посещают около 800 тысяч человек, и компенсировать их закрытие, даже с учетом нового корпуса на набережной, очень сложно.

Куда переедет постоянная экспозиция искусства ХХ века на время реконструкции Новой Третьяковки?

Елена Проничева: Мы прорабатываем несколько вариантов того, где и в каком формате может быть представлен дайджест коллекции XX века.

Будет ли сохранена архитектура Новой Третьяковки как здания позднего модернизма второй половины ХХ века?

Елена Проничева: Внешне она будет сохранена. Глобальной перестройки корпуса не планируется. Будет капитальный ремонт и перепланировка внутренних пространств здания, обновление всех музейных систем. Сроки определят специалисты после всестороннего обследования, сейчас очень рано строить какие-либо предположения. Мы провели все работы на подготовительном этапе, дальше слово за специалистами.

Одно время шла речь о конкурсе среди молодых художников и организации арт-резиденций ГТГ. Эти планы актуальны?

Елена Проничева: Они актуальны, и мы очень активно работаем в этом направлении. В феврале Третьяковская галерея и Яндекс запустили художественную лабораторию и в апреле провели совместную выставку на Крымском валу, которая собрала, мне кажется, всю творческую молодежь Москвы. На выставке мы показали работы, созданные в результате совместного творчества современных художников, разработчиков Яндекса и нейросетей.

В Самаре мы запустили арт-резиденции для художников, кураторов, исследователей. Главными задачами проекта стало привлечение внимания к современному искусству и культурному наследию XX века, создание условий для российских художников и помощь в развитии их профессиональных навыков. Проект вызвал огромный интерес, будем изучать результаты и думать над возможностью его масштабирования, а пока в августе 2025 года в Третьяковской галерее в Самаре нас ждет открытие выставки, которая объединит всех участников резиденций.

Илья Репин едет в Китай

Есть ли изменения в перспективах международных музейных проектов?

Елена Проничева: Да, и не только выставочных. Как раз сейчас в залах Третьяковской галереи в Калининграде идет выставка работ финалистов международного конкурса молодых художников «Картина мира». Его организаторами стали компания «Иннопрактика», Государственная Третьяковская галерея и Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. Всего на конкурс было заявлено более 1400 работ художников из 65 стран мира. Для выставки было отобрано 14 произведений.

Она идет параллельно с проектом «Пять веков русского искусства». И даже на фоне шедевров из коллекции Третьяковской галереи вызывает огромный интерес у посетителей.

Мы продолжим сотрудничество с нашими китайскими коллегами. Летом в рамках перекрестных годов культуры России и Китая покажем в Пекине выставку Ильи Репина. Привезем в Национальный музей Китая более 80 произведений художника, включая его знаковые работы «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре». На выставке будут представлены и шедевры из коллекции Русского музея, мы очень благодарны коллегам за предоставленные работы.

Обсуждается несколько ближневосточных проектов, и в Галерее, и за рубежом.

К слову, в регионах России, где нет филиалов Третьяковки, ваши выставки планируются?

Елена Проничева: Конечно. Только в прошлом году мы показали в регионах России шесть выставок, включая две в рамках проекта «Браво, Боголюбов!». В этом году мы везем в регионы тринадцать выставок, включая проект «Путь на Восток». Обеспечить не только сохранность, но и доступность коллекции — одна из наших главных задач.

Что вы считаете важным в управлении Галереей сейчас?

Елена Проничева: Сохранение единой структуры Галереи, сохранение ценностей, заложенных еще Павлом Третьяковым, формирование единой команды. Многие специалисты московского музея сейчас работают в филиалах, помогают с обучением новых сотрудников, которых мы активно принимаем на работу в регионах.

Подход к формированию выставочных планов тоже изменился — новые планы формируются сразу же для всех пространств, в едином календаре выставок Галереи, с учетом запросов и ожиданий новой аудитории и общей выставочной политики Галереи.

Ключевой вопрос

Что такое для вас «успешная выставка»?

Елена Проничева: Любой музей хранит историю страны и народа, в буквальном смысле строит мост между поколениями и обычно успешность выставки, или музея, определяется общей посещаемостью.

В прошлом году нас посетили около 2,5 миллиона человек, за шесть месяцев этого года к нам пришли почти 1,7 миллиона человек.

Для себя критерием успешности выставочного проекта я считаю не просто рост посещаемости, а увеличение доли молодежи и привлечение в музей новой аудитории, которая, возможно, раньше никогда не была в Третьяковской галерее.