Любовь должна быть с кулаками. Московский театр оперетты играет «Фиалку Монмартра»

26

Есть популярный бродвейский сюжет: в день премьеры заболевает звезда театра, ее заменяет девушка из кордебалета и наутро просыпается знаменитой. Нечто подобное, но на свой рисковый лад, сотворил режиссер Алексей Франдетти, готовя премьеру «Фиалки Монмартра» Имре Кальмана в Московском театре оперетты.

Это вообще спектакль сюрпризов. Обновленное либретто написал Константин Рубинский, самый востребованный сегодня драматург в музыкальном жанре. И если первый акт новой «Фиалки» худо-бедно повторяет канонические образцы, то второй — абсолютный разгул веселой фантазии драматурга и режиссера, когда все на сцене, к восторгу публики, пошло вразнос, и вековой давности лирическая комедия про коварство и любовь обрела черты вполне современного упоительного абсурда. С молодым неукротимым драйвом и, конечно, с брызгами шампанского.

Кто помнит сюжет, знает: веселая, но нищая компания парижских друзей — художник, композитор, поэт — давно задолжала суровой хозяйке за жилье, но не собирается унывать. Художник Рауль крутит интрижку с натурщицей Нинон (в спектакле переименованной в Мадлен), та уходит от него к влиятельному покровителю с министерской зарплатой, и с появлением скромной цветочницы Виолетты к герою приходит настоящая любовь. Это самая нежная из оперетт Кальмана, но в ней нет традиционной для жанра комической пары; все красиво, предсказуемо и… без особого веселья. Как и в «Баядере» того же Кальмана, утлость либретто с лихвой компенсируется дивной музыкой. На сцене обе эти оперетты удаются крайне редко, они — крепкий орешек.

Драматург Рубинский уже не впервые приходит на выручку ветшающей классике. Он изобрел новое либретто к «Боккаччо» Зуппе, сюжет «Веселой вдовы» эвакуировал в Голливуд 30-х, а из «Принцессы цирка» сделал роскошное шоу «Мистер Икс» с участием акробатов, слонов и Эйфелевой башни. В новом шоу он превратил «Фиалку Монмартра» в лирико-абсурдистскую отвязную феерию. Вместе с режиссером Алексеем Франдетти они увлеченно импровизируют, вводя зрителя в заблуждение почти традиционным первым актом и сбивая его с ног высоковольтным бурлеском второго.

Оказалось, друзья в своей мансарде пишут оперетту в восточном стиле, и во втором акте после хитроумно сплетенных интриг ее все-таки поставят в парижском театре, где Виолетта и заменит вздорную приму Мадлен, став звездой. Этот «театр в театре» будет играть некую восточную мелодраму под музыку Кальмана к малоизвестной оперетте «Императрица Жозефина».

Мало того, в помощь венгерскому королю оперетт дирижер и соавтор спектакля Константин Хватынец добавит пару номеров из любимого французского коллеги Кальмана Жака Оффенбаха — немного остринки из «Периколы» и «Орфея в аду». Это музыкальное обжорство оснащено лукавой фантазией сценографа Максима Обрезкова и художников по костюмам Екатерины Гутковской и Анастасии Пугашкиной — получилась грандиозная вампука без берегов и границ. То, что и требовалось реанимированной оперетте: азартная театральная игра, завершившаяся апофезом — всеми любимой «Карамболиной», прозвучавшей уже в третий раз за вечер, но теперь — голосами всего состава спектакля.

Читать также:
Продюсер Роман Христюк: Нельзя допустить, чтобы люди боялись ходить на концерты

Наконец, драматург добавил энергии главному конфликту. Скромная Виолетта у него не просто страдает от ветрености любимого. Она активно борется за свое счастье: любовь должна быть с кулаками. Всегда готового к изменам Рауля теперь перебрасывают, как в пинг-понге, с одного игрового поля на другое, пока не ушлют в дальнюю командировку, где он слегка охолонет и отрезвеет. Так что накал сюжета в сравнении с оригиналом оказался несопоставимо выше.

Ну, и о главном, весьма рискованном режиссерском кунштюке. На почти все главные звездные роли в этом суперзвездном театре Алексей Франдетти позвал необстрелянных дебютантов — студентов веселой «Щуки», откуда вышли все вахтанговцы. В спектакле, который я видел, Виолеттой была Владлена Котова, Мадлен — Полина Леонова, поэтом Анри — Алексей Волков, композитором Эрве — Михаил Лырчиков. Признанных звезд Театра оперетты представляли только Павел Иванов (Рауль), Анна Новикова (мадам Арно), Дмитрий Лебедев (дядюшка Франсуа), Александр Бабик (министр Фраскатти). Первый в ансамбле с зелеными юнцами поначалу чувствовал себя, по-моему, не совсем в своей тарелке, но потом вспомнил, что он премьер, и завершил роль с победительным блеском. Помня, что в оригинале нет комических персонажей, драматург сделал мадам Арно и дядюшку Франсуа подобием легендарных Каролины с Пеликаном из «Принцессы цирка», возникли шикарные музыкальные дуэли. Министр изящных искусств Фраскатти, он же интриган-разлучник, поначалу был почти служебным персонажем, но и ему во втором акте были дарованы звездные минуты, когда Александр Бабик наконец смог подтвердить, что не зря вышел на сцену в этом спектакле.

Что касается молодых необстрелянных… Идя в такой театр, невольно предвкушаешь встречу с любимцами, ждешь выхода звезд уровня Варгузовой, Зайцевой, Белохвостовой, Васильева, Веденеева… Завидев незнакомую Виолетту с девичьей талией, невольно чувствуешь себя обманутым в лучших надеждах: а где полновесные, уверенные в себе сопрано?! Но недолго. Молодость не могла не взять свое, а опыт она набирала прямо по ходу спектакля, к финалу став уже собранием полноценных новых звезд. Которых ждешь, чтобы увидеть снова. Войдут ли они в труппу театра, не знаю, но по идее новые Татьяны Шмыги и Лидии Амарфий на горизонте уже появились.

Московский театр оперетты интересен еще и тем, что здесь в оркестровую яму посматриваешь едва ли не чаще, чем на сцену. Там витийствует маэстро Константин Хватынец, приход которого возродил традиционно спавший оркестр, попутно сообщив новую исполнительскую культуру солистам и хору. Теперь этот театр звучит как единый музыкальный инструмент — многоголосый, чуткий к композиторским почеркам и преданный своему жанру, вечно умирающему и вечно молодому. Дирижер здесь полноценный участник действа — он приводит в движение эти музыкальные стихии, и смотреть на него можно бесконечно, вместе с ним купаясь в волнах гармоний. Пардон за пафос, но таков уж этот жанр, где всего должно быть сверх меры.