Содержание:
Как государство поддерживает экспортеров
Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости Российский экспортный центр (РЭЦ) — государственная структура, созданная для того, чтобы бескорыстно помогать частным компаниям находить покупателей на свою продукцию в других странах и поставлять им свой товар. В центре внимания РЭЦ — несырьевой экспорт, поставки за рубеж высокотехнологичных товаров с высокой долей добавленной стоимости. Зачем это государству и как оно справляется с такой работой, «Эксперту» рассказала генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.
Как создавался РЭЦ и какие цели ставились перед ним десять лет назад?
Ни одна страна не может похвастаться устойчивой экономикой, в том числе к разным шоковым ситуациям, а также сбалансированным развитием и конкурентоспособностью без сильных позиций на несырьевом рынке. Он определяет экономическую привлекательность кооперации и торговли для страны, а значит, во многом и ее позиционирование в мире. Сильные позиции на несырьевом рынке — это рост уровня жизни граждан внутри страны. Неслучайно страны стремятся локализовать производства и защитить внутренний рынок. Это стимулирует новые производства, инвестиции в которые вернуть без развития экспорта невозможно.
Неслучайно в течение многих лет и во время формирования многополярного мира нашу экспортную мощь сдерживают всеми возможными способами. Сначала протекционистскими мерами, а в 2022 году, после сброшенных масок, наши торговые связи стали точкой беспрецедентного санкционного давления.
Российский несырьевой экспорт — это кластер конкурентоспособных предприятий-локомотивов технологического лидерства на мировой арене, драйвер спроса на инновации внутри страны. Сегодня более 80 тыс. наших компаний — экспортеры, а еще в 2016 году их было 47 тыс. Это также и развитие регионов, а еще высокопроизводительные рабочие места для порядка 6 млн человек (8% от всех занятых).
Еще в 2012 году, до рождения РЭЦ, была создана «дорожная карта» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Следом, в 2013 году, в послании Федеральному собранию президент назвал одной из ключевых задач правительства в экономике — повышение конкурентоспособности и диверсификацию. Предстояло снизить зависимость от экспорта сырья, вывести несырьевые отрасли из тени, стимулировать инновации и улучшить инвестиционный климат. И все это в сложный период «крымских» санкций 2014 года. Нужны были новые долгосрочные стимулы для инвесторов на фоне роста мирового экспорта.
Это дало сильнейший толчок в импортозамещающих инвестициях, в особенности в АПК. Спустя десять лет многие среди этих предприятий-экспортеров — лидеры в своих сегментах. Сейчас идет новая волна создания локальных импортозамещающих производств и технологий, которые выйдут на экспорт и завоюют рынки в ближайшие десять лет.
Под кураторством на тот момент первого вице-премьера Игоря Шувалова Минэкономразвития подготовило проект Национальной экспортной стратегии. Он учитывал текущее состояние экспорта, его проблемы и перспективы развития. При подготовке рассматривались лучшие зарубежные практики систем экспортной поддержки. На тот момент уже более чем в 100 странах мира функционировали соответствующие институты, многие из которых обладали богатой историей.
Идеи, заложенные в подготовленный, но не утвержденный проект, проросли в 2015 году в миссии и ценностях РЭЦ, которые и стали опорным элементом национальной системы развития экспорта, а также «единым окном» для действующих и потенциальных экспортеров. Группа РЭЦ под операционным руководством Петра Фрадкова, первого генерального директора, объединила как институт развития Группы ВЭБ.РФ три крупнейших звена поддержки экспорта: непосредственно сам РЭЦ, Росэксимбанк и страховое агентство ЭКСАР.
Первоначально РЭЦ решал задачу по обеспечению экспортеров информацией о порядке экспортных процедур, требованиях рынков, мерах поддержки экспорта, деятельности профильных органов власти. И в то же время реализовывал функции агента правительства по предоставлению господдержки, а также страховой и кредитно-гарантийной поддержки.
Настройка мер внешнеторговой политики, поддержки экспорта и регулирования применения административных процедур воплотилась в правительственной «дорожной карте» по трансформации делового климата. Достичь высоких позиций в соответствующих элементах рейтинга Doing Business, в том числе для привлечения иностранных инвесторов, удалось, причем РЭЦ внес значительный вклад через работу с экспортерами, инвесторами и деловым сообществом, представленным «деловой четверкой» («Деловой Россией», «Опорой России», Торгово-промышленной палатой и Российским союзом промышленников и предпринимателей) и др.
Сначала задача выполнялась в рамках «дорожной карты», затем — приоритетного проекта «Системные меры…», а позже — при формировании и реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». К слову, его формирование происходило уже на площадке РЭЦ в нашей масштабной дискуссии с экспортерами, деловыми объединениями и органами власти.
Особую роль — от становления госинститута поддержки экспорта до создания соответствующей эффективной инфраструктуры — в привлечении инвестиций в ключевые отрасли сыграли поддержка и вклад команды правительства, в том числе личный — Дениса Мантурова и Дмитрия Патрушева, на тот момент возглавлявших профильные министерства, а также значительный вклад Минэкономразвития.
Вы возглавили РЭЦ в 2020 году, когда мир вошел в экономическую и геополитическую турбулентность, которая сохраняется до сих пор и развивается по нарастающей. Как проходила адаптация к сбою цепочек? С какими запросами тогда обращались компании?
2020 год для мировой торговли был годом глобальных испытаний, быстрых решений и сформировал запрос к бизнесу и системе госуправления на оперативные действия. Правительство Михаила Мишустина выступило для многих компаний и институтов развития не только поддержкой в адаптации к изменениям, но и примером внедрения системы кризис-менеджмента.
В этот год в РЭЦ мы сделали ситуационный центр для оперативного сбора потребностей бизнеса и решения проблем экспортеров. Во многом проявили себя и сами экспортеры, логисты, финансисты и другие участники ВЭД. Они быстро научились налаживать новые связи, маршруты, адаптироваться к ограничениям и лучше работать с рисками. Наработки 2020 года мы превратили в готовые решения в 2021-м. Так, закаленными опытом пандемии и с пониманием того, что всегда можно ожидать быстрых и эффективных решений от правительства, мы вошли в 2022 год.
В период санкций на экспорт и импорт недружественных стран как проходила переориентация на другие рынки? Какие инструменты сработали?
Уже весной 2022 года мы расширили поддержку на направление критического импорта. Нужно было запускать новые каналы поставки, закрывать коммерческие и финансовые риски, избежать остановки производств, предоставлять финансирование, чтобы компании не столкнулись с разрывами ликвидности и невозможностью проводить платежи, а до этого — найти того, кто заместит ушедшего с рынка поставщика.
Группа РЭЦ в кратчайшие сроки внедрила специализированные инструменты: поиск альтернативного зарубежного поставщика, страхование и финансирование импортных поставок. Наиболее активно в 2023 году их задействовали при поддержке импорта продукции машиностроения, фармацевтической, косметической и металлургической промышленности. При этом, как национальный институт развития, в 2024 году мы отказались от отдельных инструментов, где сформировалось эффективное и конкурентное предложение со стороны коммерческого рынка.
Все меры поддержки были пересмотрены в 2022 году, многие из них стали проще, например процедура получения поддержки и встречные требования для получения средств. А на самые востребованные — транспортировку продукции — увеличено финансирование.
Также по просьбе бизнеса совместно с Минпромторгом мы разработали программу поддержки транспортировки ЛПК через порты северо-запада России. В 2023 году она помогла реализовать поставки на 16 млрд руб. С этого года по программе господдержки транспортировки продукции АПК увеличен процент компенсируемых затрат до 100% в зависимости от географии поставок.
И, наконец, мы запустили программу продвижения экспортеров под национальным брендом «Сделано в России», которая призвана повысить доверие иностранцев к нашей продукции и продвинуть положительный образ России за рубежом.
Кроме того, наши компании усиливают маркетинговое позиционирование, выходят на новые рынки и увеличивают продажи через рекламные кампании в зарубежных соцсетях, фестивали-ярмарки, которые мы запустили в 2024 году и уже провели шесть в Китае и ОАЭ.
Более того, с 2019 года РЭЦ поручено создание цифровой платформы «Мой экспорт», которая в 2021 году была включена правительством в перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года. Платформа создавалась для всех участников ВЭД с прицелом на экспортеров как многофункциональный центр. Сегодня она переводит в цифру взаимодействие бизнеса и государства, позволяет без лишней бюрократии получить поддержку от более 20 ведомств и наших партнеров. Под кураторством вице-премьера Алексея Оверчука за последние три года количество услуг на платформе увеличилось в девять раз. С 2024 года она консолидировала информацию о всех мерах поддержки ВЭД, объединив более 600 услуг федерального и регионального уровней.
Сегодня наша сеть зарубежного присутствия охватывает 17 стран. С 2022 года ее география расширилась до Ирана, Армении, Индонезии и Таиланда. Запланировано открытие офисов в ОАЭ, Саудовской Аравии и Египте, а также рассматриваем возможность открытия в Бразилии. Сеть наших шоурумов с продукцией АПК за рубежом тоже расширилась — до шести стран, в том числе Турции и Саудовской Аравии, где растет спрос на наши продукты питания. Также развивается розничная сеть магазинов «Сделано в России».
Одна из наиболее востребованных мер поддержки, особенно среди МСП, — выставки, ярмарки, бизнес-миссии, чья география ежегодно охватывает более 30 стран. Особый интерес для нас представляют перспективные рынки Юго-Восточной, Центральной Азии и Африки. Мы стали активнее участвовать в выставках во Вьетнаме, Индии и Иране. В 2022 году впервые стали работать в ЮАР и Саудовской Аравии. В 2023 году организовали выставки и бизнес-миссии «Сделано в России» в Алжире, Мьянме и Нигерии. А в 2024-м впервые свозили экспортеров в бизнес-миссии в Индонезию, Монголию и Оман.
Какие достижения РЭЦ вы считаете самыми значимыми за десять лет?
За десять лет мы создали комплекс мер поддержки, охватывающий все стадии экспортного цикла: от идеи, поиска рынка сбыта и первых партнеров до заключения сделки. Турбулентность была пройдена с меньшими потерями, а рост несырьевого экспорта набрал темпы выше, чем мировая торговля. Только в 2024 году наши инструменты помогли реализовать каждый его девятый рубль.
За время существования РЭЦ нашей поддержкой воспользовались 72,5 тыс. компаний России. Поддержан экспорт в 194 страны на общую сумму свыше 19 трлн руб. Сейчас РЭЦ предоставляет бизнесу 149 услуг и мер поддержки, а также укрепляет инфраструктуру, развивая сеть представительств в России и за рубежом.
Мы стали уникальным даже по мировым меркам институтом развития, объединив все виды поддержки: от обучения до сложных финансовых продуктов
Сегодня мы не просто работаем с бизнесом, а слышим его голос и на основе его задач, болей и амбиций выстраиваем нашу работу и, соответственно, доносим эти приоритеты до государства.
Как на экспорт влияют курс рубля, высокая ключевая ставка, усиление сотрудничества с такими крупными рынками, как Иран, страны Африки и Азии?
После 2022 года мы перенастроили экспортные потоки. Этап «стабилизации» пройден. При этом мы не потеряли существенное число рынков сбыта, экспортеры подстроились и готовы к работе в новых условиях, где особую роль играют меры поддержки, доступные и настроенные под их потребности. Первые этапы встраивания в новые рынки самые болезненные. Экспортерам нужны конкурентоспособность, инвестиции в новые рынки для завоевания своих ниш.
Сейчас мы наблюдаем, как разрушается архитектура правил мировой торговли: больше не работают принципы ВТО, крупнейшие участники вводят против друг друга политически мотивированные ограничения. Политический раскол приводит к пересборке глобальных цепочек поставок — усиливается роль новых и некоторых старых стран-хабов, таких как ОАЭ, Вьетнам. При этом США пересматривают условия доступа на собственный рынок, системно ужесточая их, Китай идет по пути формирования и развития рынков других стран под себя, а ЕС становится конгломератом стран с принципиально разным видением будущего.
Эффект торговых войн и пошлин США — снижение цен на некоторые товары на мировых рынках, в том числе те, которые традиционно экспортирует Россия. Турбулентность ухудшает конъюнктуру, а это заметно сказывается на экспортных доходах. Американские пошлины означают сокращение импорта из Китая — отсюда сокращение производства в Китае, а это, в свою очередь, снижает спрос на энергоносители и некоторое промышленное сырье.
Парадоксально, но рост напряженности во внешней торговле создает для России окна возможностей: от укрепления позиций на традиционных рынках до освоения принципиально новых направлений
Из-за санкций «коллективного Запада», высоких тарифов США и промышленного кризиса в ЕС падает конкурентоспособность европейских производителей. Открываются ниши для готовых продуктов промышленного и бытового назначения.
Сейчас на повестке вопрос трансформации экономики и, в частности, технологического лидерства. Как это учитывается и будет учитываться в формировании стратегии и набора инструментов РЭЦ? Какие тенденции вы наблюдаете в этом контексте?
Развитие технологического суверенитета остается одним из наших приоритетов. Он предполагает не изоляцию, а укрепление собственных компетенций для равноправного участия в глобальных цепочках создания стоимости и требует системности в создании сильных и экономически стабильных отраслей промышленности и АПК.
Для большинства крупнейших российских отраслей экспорт — это базовая необходимость, стимулы для инвестиций и источники их возвратности. Без него невозможно поддерживать адекватный уровень цен для внутреннего потребителя. И пристальное внимание президента России подтверждает его высокую значимость, способствует развитию бизнес-среды и формированию мер поддержки.
Мы обладаем сильным потенциалом на рынках железнодорожного транспортного машиностроения, решений, основанных на технологиях мирного атома. В рамках программ техлидерства создается перспективная номенклатура производственного оборудования, БПЛА-систем. Рост наших экспортных возможностей виден и в медицине, потребительской продукции: от готовых пищевых продуктов до одежды. Проекты строительства АЭС, развития «умных» городов, цифровизации госуслуг, создания транспортной инфраструктуры и масштабирование решений в сфере использования ИИ — на эти и другие наши технологии ежегодно растет коммерческий спрос.
Проекты, реализуемые экспортерами при поддержке правительства и всей системы развития экспорта, решают глобальную задачу построения долгосрочных партнерств со странами Глобального Юга, в особенности с БРИКС.
Предложение России сегодня действительно крайне широко, и особое внимание мы уделяем высокотехнологичным проектам, которые помогают развивать экономику стран-партнеров и создают мультипликативный эффект на спрос сопутствующей продукции и услуг наших компаний, включая образование, инжиниринговые услуги и креативные индустрии. Обнародованные во время ПМЭФ-2025 президентом приоритеты в развитии экспорта будут детально проработаны на площадке правительства, а также интегрированы в работу РЭЦ.
Как будет трансформироваться структура экспорта в целом и той части, за которую отвечает РЭЦ?
Напомню, что президент поставил задачу увеличения несырьевого экспорта на две трети к 2030 году — это амбициозная цель. Ключ к ее достижению лежит в продвижении на экспорт продукции и решений с более высокой добавленной стоимостью.
Производители медицинского оборудования заинтересованы в международной сертификации продукции. Создатели решений в кибербезопасности отмечают рост интереса к отечественным разработкам, доказавшим эффективность в сложных, «боевых» условиях. И таких примеров много в разных нишах. Они показывают тенденцию развития нашей промышленности, стремление компаний к реализации экспортного потенциала. А это хорошие предпосылки для роста несырьевого экспорта, изменения его структуры и увеличения доли продукции с более высокой добавленной стоимостью.
В приоритете на будущее — рынки стран Глобального Юга. Доля «развивающихся» рынков в мировом ВВП с текущих 59% достигнет к 2030 году 62%. Соответственно, существенно вырастет и роль этих рынков как покупателей.
Как будут донастраиваться инструменты? Будут ли они более сфокусированными?
К 2030 году перед РЭЦ стоит цель обеспечить 12 трлн руб. экспортных поставок. Наши приоритетные задачи — диверсификация географии и структуры сбыта, выявление и развитие экспортного потенциала, в том числе за счет вовлечения в экспорт новых высокотехнологичных экспортеров
Для этого мы будем развивать наши инструменты поддержки в «первых шагах», работу с зарубежными бизнес-сообществами, продолжим совершенствовать инструменты продвижения в традиционных и цифровых торговых каналах в рамках программы «Сделано в России». В том числе здесь поможет платформа «Мой экспорт», на которой уже было оказано 1,5 млн услуг.
В развитии нового экспортного потенциала, в частности проектов техлидерства и импортозамещения, на первом этапе бизнесу требуется помощь в формировании нового пласта рыночного предложения, которое в дальнейшем будем помогать продвигать на международных рынках. Здесь необходимо консультирование экспортеров на стадии бизнес-планирования, помощь в оснащении производств.
Считаем важным развивать страхование инвестиционных рисков по созданию экспортно ориентированных производств. Это поможет снизить их издержки и повысить конкурентоспособность.
Мы обладаем потенциалом на рынках железнодорожного транспортного машиностроения, решений, основанных на технологиях мирного атома. В программах техлидерства создается перспективная номенклатура производственного оборудования, в том числе беспилотных авиационных систем. На практике мы видим рост наших экспортных возможностей в медицине, биотехнологиях (вакцины и новые с/х решения) и информационных технологиях, например в креативной экономике, кибербезопасности и финтехе.
Важно идти в ногу со временем в поиске актуальных инструментов и форматов для решения задач наших экспортеров. Еще в 2017 году мы начали работать с онлайн-площадками. Первопроходцем среди наших витрин на маркетплейсах стал первый нацмагазин «Сделано в России» на Tmall. С тех пор пройден большой путь — сейчас таких нацмагазинов уже 44 на 20 крупнейших зарубежных маркетплейсах.
Важно не только обосноваться на этих площадках, но и по-настоящему запасть в душу потребителю. Эту задачу решают наши промоакции и системная работа с блогерами. Впервые мы протестировали формат онлайн-продаж на Tmall в 2020 году, в исторический пик электронной торговли. Тогда за 15 минут стрима с одной из ведущих блогеров КНР, Сюэ Ли, количество просмотров страниц нацмагазина превысило 200 тыс., а количество уникальных посетителей — 50 тыс. В моменте было совершено свыше 6 тыс. заказов.
Только в прошлом году в наших акциях по продвижению российских продуктов питания приняли участие более 50 блогеров из Саудовской Аравии, Египта, Вьетнама, Китая, Турции и ОАЭ. Например, в Китае сейчас бум стримеров, поэтому мы привлекаем их на каждое мероприятие. Таким образом, за 2024 год о наших товарах узнали более 50 млн человек, и эта активность не могла пройти без помощи вице-премьера Дмитрия Чернышенко, который также является сопредседателем Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств в Китае.
Большую роль в привлечении внимания также играют наши амбассадоры «Сделано в России»: спортсмены и деятели культуры. Так, фигуристка Анна Щербакова стала звездой первого фестиваля-ярмарки «Сделано в России» в провинции Ляонин и обеспечила рекордные продажи.
Все это, несомненно, работает на укрепление культуры конкурентоспособного, глобально ориентированного и одновременно патриотичного предпринимательства.