В Студии театрального искусства завершились гастроли новосибирского театра «Старый дом». В Москве показали «Е-ЕЕ-ЕЕ!» — музыкальный спектакль по мотивам «Бременских музыкантов», вторую постановку Антона Федорова в качестве главного режиссера театра.
В спектакле «Старого дома» бунтарский дух оригинальных «Бременских музыкантов» сохранили, но по-своему. От оригинальной сказки остались только герои. Причем в спектакле они — независимые хиппи и панки, сбежавшие от условностей к соснам-великанам. Все остальное, как это часто бывает в спектаклях Антона Федорова, оказалось вывернутым наизнанку.
Рассказчик (Андрей Сенько) в красной шапке-бини и пестром халате вспоминает добрую сказку о веселых бременских музыкантах, но на деле все оборачивается серьезной рефлексией на тему свободы и взаимопонимания между близкими людьми. Антон Федоров в своем спектакле целенаправленно снизил налет наивности и романтики. Виртуозно пользуясь приемами театральной иронии, он предлагает зрителю поразмышлять о том, что такое внутренняя свобода, человеческое достоинство, умение услышать другого. Акцент в спектакле сделан на том, что герои, несмотря на свое звериное происхождение в отечественной и зарубежной культуре, живые люди, причем бродячие музыканты, со своими проблемами и нерешенными вопросами.
Фото: Виктор Дмитриев/ Пресс-служба Студии театрального искусства
На смену бархату и золоту королевских дворцов приходят потертые ковры и смолистый дух пиксельного костра. Зрители оставлены один на один с коммуной хиппи, живущей уединенно где-то в глуши. Сцену застилают коврами (это еще один театральный перевертыш, ведь, как известно, «наш ковер цветочная поляна!»), чуть позднее выкатывают трейлер, в котором живут Король (Юрий Кораблин) и его дочка (Лилия Мусина). Рассказчик реагирует едко: «Заморочились!» Где-то неподалеку обитают разбойники (Евгений Варава, Алексей Ефимов, Дмитрий Иванов) во главе с Атаманшей. Совсем скоро здесь начнется спор за возможность брака с Принцессой, участниками которого станут все жители поляны.
Молодой Трубадур (Арсений Чудецкий) — бродячий музыкант, не признающий законов социума, не думающий о будущем и настоящем, не умеющий просчитывать последствия своих действий. Арсений Чудецкий делает своего героя странным, мечтательным, местами отрешенным от всех бытовых проблем.
История знакомых героев развивается неожиданно: внешняя идиллия рушится, возникают конфликты. Персонажи, порой сами того не ожидая, становятся агрессивными и совершают ошибки, просто пытаясь решить конфликты с другими обитателями коммуны. Если музыканты кажутся в спектакле похожими на хиппи, то разбойники больше напоминают панков. Сцены их столкновений до поры до времени решены в комическом ключе — но уже вскоре едкая ерническая интонация сменяется другой, более серьезной, возникает желание задать героям совсем не детские вопросы. И темы вполне себе сегодняшние: про то, зачем нам нужна внутренняя свобода, про то, как налаживать отношения с близкими, если все мы разные, про момент, когда стоит сказать родному человеку «прости»… В спектакле этими вопросами задается в основном Принцесса, робко предлагает всем объединиться Атаманша (Анастасия Белинская). Федоров и актеры «Старого дома» мастерски очеловечили знакомых героев, обнажив их внутренние сложности.
Фото: Виктор Дмитриев/ Пресс-служба Студии театрального искусства
Кажется, что началом конца становится даже не выселение разбойников из захваченного ими трейлера (было и в оригинальной сказке братьев Гримм, и в самом советском мультфильме), а попытка Трубадура припугнуть Короля, чтобы тот позволил ему жениться на Принцессе. Пока рассказчик убеждает всех в смелости героя и его светлых намерениях, тот застывает на импровизированной полянке как вкопанный, пока Принцесса освобождает своего отца. Кажется, будто отстраненный Трубадур, замысливший авантюру в веселом угаре, и сам не понимает, что на самом деле он натворил.
Принцесса (Лилия Мусина) здесь кажется единственной по-настоящему желающей изменить уклад жизни и примирить Короля и Трубадура. Она лишена ярлыка «кукольной красавицы». Ей не по нраву ни поступки жениха, постоянные склоки, доходящие до драк (особенно пугающе смотрится потасовка на свадьбе, чем-то похожая на столкновения бандитов у Тарантино), ни решение Короля нанять Сыщика (Василий Байтенгер)… От несправедливости, от невозможности поговорить с близкими она на время прячется в черный кофр.
Важную роль в наведении мостов играет музыка. Именно она становится тем языком, который, пусть и ненадолго, но стирает границы между персонажами и объединяет зрительный зал с артистами. Аранжировку хитов из «Бременских музыкантов» написали постоянные соавторы Антона Федорова — Григорий Калинин и Сергей Шайдаков. Мелодии, знакомые с детства, зазвучали по-взрослому — энергично, современно, с оттенком рок-н-ролльной свободы. Уточним, что Бременских музыкантов в «Е-ЕЕ-ЕЕ!» играют артисты «Старого дома», создавшие группу «Эверест 9050». Осел (Анатолий Григорьев) играет на бас-гитаре, Пес (Виталий Саянок) садится за ударные. По-своему трогателен дуэт Кота (Александр Шарафутдинов) и его беременной подруги (Наталья Пьянова, играет на клавишных). Тимофей Мамлин (Петух) создает на сцене запоминающийся, чуть гротескный, но бесконечно обаятельный типаж. «Ко-ко-ко» превращается в возмущенное и непонимающее «ккк-как это так», которое тянется рефреном через весь спектакль.
Фото: Виктор Дмитриев/ Пресс-служба Студии театрального искусства
Финал постановки не дает нам простых ответов. Герои, очнувшись от хаоса, собственноручно возведенного в единственное правило жизни, растерянно пытаются извиниться — друг перед другом и перед зрителями.
Так что «Е-ЕЕ-ЕЕ!» театра «Старый дом» — это не просто остроумная тарантиновская игра по любимому сюжету. Это важный, точный спектакль о нас сегодняшних. Спектакль напоминает, что под маской свободолюбивого возгласа «е-ее-ее» часто скрываются очень взрослые вопросы. И в этом его непреходящая ценность, которую понимаешь уже после того, как гаснет пиксельный костер на сцене.