Единый госэкзамен отменять не нужно, но формат экзамена требует корректировки. Такие выводы сделали эксперты цифровой образовательной платформы «Дневник.ру», проанализировав результаты опроса пяти с лишним тысяч одиннадцатиклассников, а также их родителей и учителей.
Выяснилось, что лишь четверть педагогов и родителей поддерживают отмену ЕГЭ, остальные не хотят этого.
Но 41% учителей считают, что необходима незначительная коррекция формата экзамена, а 21% настаивают на значительных изменениях. На все сто удовлетворены форматом ЕГЭ 12% учителей.
А вот родители, во всяком случае треть из опрошенных, высказались за то, чтобы дети могли сами решать, что им сдавать: ЕГЭ или экзамены по билетам. При этом 19% считают единый госэкзамен оптимальной формой контроля знаний.
Для родителей главный плюс ЕГЭ — доступность поступления в вузы из любого региона и объективность оценки.
По мнению большинства родителей, школьники выбирают предметы на ЕГЭ главным образом из-за требований вузов. То есть ЕГЭ воспринимается, в первую очередь, как инструмент для поступления в вуз.
Примерно одинаковое количество родителей и школьников — 24% и 28% соответственно — сказали о необходимости корректировок формата экзамена.
Треть тех, кто сейчас как раз сдает ЕГЭ, отметили, что было бы интересно посмотреть на альтернативный вариант экзамена, но предложений по оптимальному формату на замену у них нет. Текущая форма экзамена полностью устраивает 14% учеников.
Для родителей главный плюс ЕГЭ — доступность поступления в вузы из любого региона и объективность оценки
Спросили школьников и о сложностях, связанных с подготовкой к Единому. В топ-3 попали большие объемы материала, высокая нервозность и стресс и нехватка времени.
Подавляющему большинству учеников сложно усваивать материал на занятиях по подготовке к ЕГЭ. При этом чуть больше трети одиннадцатиклассников убеждены: если бы удалось соблюсти баланс между интенсивными занятиями и отдыхом, то подготовка была бы более эффективной.
Любой экзамен — всегда волнение. Поэтому в целом лишь немногие признались, что совершенно не волнуются и полностью уверены в своих силах. 60 процентов школьников испытывают тревогу и неуверенность. Больше всего одиннадцатиклассники боятся сдавать русский язык, математику и обществознание.
Учителя же среди аспектов, вызывающих наибольшие трудности в период подготовки к ЕГЭ, назвали низкую учебную мотивацию учеников в целом, вызванную ориентацией только на сдачу определенных экзаменов (25%), повышенный стресс выпускников и педагогов (20%) и «рваный» образовательный процесс, опять же из-за фокуса на ЕГЭ (17%). Кроме того, 57% педагогов признались: времени для качественной подготовки каждого ученика к ЕГЭ не хватает.
Родителей больше всего беспокоит высокий уровень стресса у детей из-за ЕГЭ и провал в общем качестве учебы из-за постоянной подготовки к экзаменам.
«Несмотря на озвученные респондентами минусы ЕГЭ, больше половины учителей (72%) и родителей (56%) относятся к нему положительно либо нейтрально, — отмечает директор по развитию Дневник.ру Юрий Бойко. — Вероятно, плюсы формата для них перевешивают минусы. Так, самый популярный аргумент в пользу ЕГЭ у 45% взрослых участников опроса — возможность поступления ребенка в любой вуз России, независимо от места проживания. Также важно, что при текущем формате действуют единые стандарты оценки и отсутствует субъективизм. У школьников, напротив, преобладает негативное отношение к экзамену. Полагаю, из-за стресса и усталости им сложно рассуждать о плюсах».