Анна ГалайдаОтчетный концерт на сцене театра «Урал Опера Балет» прошел при полном зрительном зале. Программа (ее автор — худрук колледжа Надежда Малыгина) впечатлила желанием показать каждого выпускника, а с ними — представить еще и перспективу, тех, кому предстоит учиться год, два и даже пять лет.
Основу трехчасового концерта предсказуемо составила балетная классика, и это багаж, который будет полезен в любом театре. А для зрителей «Урал Опера Балета» это была возможность увидеть хореографические ансамбли из «Шопенианы» и «Спящей красавицы», которые сейчас не входят в репертуар труппы. Нет в Екатеринбурге и своей «Раймонды», но сюита характерных танцев из второго акта балета стала гвоздем вечера, запомнившись не только искрометностью и темпераментом, но и пониманием этого жанра. Зато в уральском театре восстановлен такой раритет романтизма, как «Наяда и рыбак», и ученицы 4 класса (педагог — Татьяна Глазкова), освоив из него Танец подруг, воспроизводят не только текст, но и его старинный стиль. Вошли в концерт и сложнейших па де де, которые не часто можно увидеть в школьных концертах, — из «Пламени Парижа» и «Талисмана», причем в исполнении студентов II курса, и адажио Принцессы Флорины и Голубой птицы из «Спящей красавицы», доставшееся первокурсникам. Целый блок в концерте был посвящен современному танцу, без опыта в котором сегодня сложно соответствовать требованиям ведущих балетных компаний. Финалом вечера стал второй акт из «Баядерки» во всей его подлинной театральной монументальности — с неспешным торжественным выходом главных персонажей, мимическими приветствиями, массовым танцем с попугаями, Ману, Индусским, Золотым божком и Большим классическим па. Чтобы воссоздать эту имперскую роскошь Петипа, и декорацией, и костюмами, и даже некоторым количеством артистов миманса поделился со школой «Урал Опера Балет».
Помощь театра не ограничивается «бутафорией» — почти все педагоги колледжа вышли из труппы Екатеринбургского театра. Один из двух музыкальных театров за пределами столиц, он при этом не имел собственной кузницы кадров и десятилетиями стоял в очереди за выпускниками балетных школ Перми, Уфы, Новосибирска, Казани. Балетные кадры в Росси давно стали дефицитом, который в последние годы утоляли благодаря амбициозным иностранцам, жалеавшим приобщиться к тайнам русского балета. Но в последние годы их ряды значительно поредели.
Создание хореографического колледжа — событие совсем не местного масштаба. Сегодня в России учебных заведений, дающих профессиональный балетный диплом, меньше двух десятков, а балетных компаний — больше пятидесяти. В Екатеринбурге к решению о создании колледжа пришли еще в 2014 году. Несколько отобранных педагогов будущей школы отправились в Петербург в Вагановскую академию для получения педагогического образования, а в городе было решено возводить настоящий балетный комплекс по примеру Московской академии хореографии — с интернатом и помещениями для профессиональных балетных залов, образовательных и музыкальных уроков, потому что обучение балету предполагает совмещение трех школ. Пока проект, восхищавший всех заинтересованных специалистов, строить еще не начинали. Но в балетный мир живет по другим правилам, и команда педагогов сразу же объездила всю Свердловскую область, чтобы отобрать детей для обучения (их в колледже сейчас 133 с 10 до 18 лет), и с ними, циркулируя между разными школами, предоставившими свои помещения, и разбросанными по городу балетными залами прошла уже первый 8-летний цикл. Дети учились первым па, выходили в спектаклях «Урал Опера Балета» и с ними гастролировали на самых знаменитых балетных театров страны, становились лауреатами конкурсов, совершенствовались у ведущих российских педагогов в образовательном центре «Сириус».
Из 40 набранных до финиша дошло 15 — и это хороший процент, учитывая требования, предъявляемые современным балетом. Показательно, что оказались востребованы все выпускники (первыми педагогами, выпустившими курс, стали Наталья Павликова и Денис Зайнтдинов), некоторым пришлось выбирать из нескольких предложений. Пятеро будут танцевать в «Урал Опера Балете», двое — в Нижнем Новгороде, другие пополнят труппы Челябинского, Астраханского и Ростовского театров. А один попытает счастья в Большом театре.
Справка «РГ»
Сегодня мало кто помнит, что хореографическое училище в Свердловске впервые родилось еще в 1938 году. Местный оперный театр был одним из самых активно развивавшихся в стране, в нем тогда собрался коллектив выпускников Ленинградского хореографического училища. Некоторые из них не только танцевали, но и преподавали в балетной студии театра. Ее и преобразовали в училище. Но когда Ленинградская школа, пережив эвакуацию в Перми, оставила в городе подготовленные кадры, было решено развивать хореографическое образование там.